Характеристика активного словаря у детей с моторной алалией

Перспективы образования » Развитие словаря у детей с моторной алалией » Характеристика активного словаря у детей с моторной алалией

Страница 1

Формирование экспрессивной речи у моторного алалика затруднено нарушением аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора. Эти нарушения могут носить различный характер:

а) кинестетическая оральная апраксия, т. е. трудности формирования и закрепления артикуляционных укладов, а в дальнейшем двигательных дифференцировок звуков;

б) трудности переключения от одного движения к другому;

в) трудности усвоения последовательности этих движений для воспроизведения слова (его двигательной схемы) и др.

В связи с указанными затруднениями задерживается развитие основного ведущего компонента экспрессивной речи — активного словаря. Он оказывается бедным, недостаточным, искаженным. Задерживаются в своем развитии и фонетическая сторона и грамматический строй речи.

В первую очередь специфические особенности словаря детей с моторной алалией объясняются неустойчивостью звуковых образов слов, трудностью их припоминания и удержания слогового ряда.

Бедность активного словаря детей проявляется в неумении отбирать из словарного запаса и правильно употреблять в речи знакомые слова. Таким образом, большинство типических для детей с алалией лексических нарушений связано не с понятиями, стоящими за словом, а с процессом поиска слова. Дети, как правило, обладают должными понятиями, но затрудняются в поиске слов для выражения понятий.

Нарушения актуализации слов вызывают разные формы ошибок: отсутствие слов (слова не называются), их замены, аномальные слова и бленды.

Замены преимущественно вербальные и чаще всего возникают из-за неверного выбора семантических признаков слова:

труба -> дым; ружье -> пистолем; помидоры -> огурец; подушка -> одеяло; кастрюля -> чай.

Нередко вместо обозначения объекта одним словом дается словесное описание:

щетка -> зубы чистить; щит -> чтобы не убили; лампочка -> такая горит; плита -> включают газ; юла -> игрушка кручистая.

Дети 5 - 6 лет, а иногда и старше могут иметь скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний:

яйцо -> ко-ко; звонок -> дзынь; коза -> ме; лягушка -> ква; чистит -> [ш]; клюв -> чик-чик-чик (т.е. им клюют); трамвай -> динь-динь,

и звуковых комплексов: так, вместо машина поехала ребенок говорит «биби», вместо пол и потолок — «ли», сопровождая речь указательным жестом, вместо дедушка — «де» и т. д.

Эти звуковые комплексы образованы самими детьми и непонятны для окружающих.

По своему звучанию лепетная речь состоит как из сходных со словами элементов (петух — «уту», киска — «тита»), так и из совершенно непохожих на правильное слово звуковых сочетаний (воробей — «ки»).

Отмечаются замены слов мимико-жестикуляторной речью, которая многими детьми с алалией используется очень широко:

ресницы -> вот такие (ребенок показывает у себя); потолок -> там (показывает наверх); коленка -> (показывает на свою коленку); топор -> (показ движений при рубке); лимон -> (мимика дискомфортного состояния).

Одновременно с лепетными словами и жестами дети могут пользоваться и отдельными общеупотребительными словами, однако, как правило, эти слова еще недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, а также употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует.

Объединение предметов под тем или иным названием определяется сходством отдельных частных признаков. Так, например, словом лапа десятилетний мальчик называл все, с помощью чего живые и неживые предметы могли передвигаться — лапы у животных и птиц, ноги человека, колеса машины, паровоза; словом лед обозначалось все, что имело гладкую блестящую поверхность,— зеркало, оконное стекло, гладкая крышка стола; словом беда один из детей обозначал все, что связано с неприятными переживаниями,— сделали замечание, не дали игрушку, не пустили гулять, потерялась вещь и т. д.

Некоторые дети производят замену слов аномальными словами, причем такие замены бывают не только у детей с тяжелой степенью нарушения языковой системы, но и у относительно хорошо говорящих. Возможно, что у последних такие замены являются своеобразной компенсацией расстройства актуализации слов.

Примеры: перышки -> узыры; холодильник -> ката; потолок -> ляпля; озеро -> друнбы; ресницы -> бамабм; ящерица -> бутро.

Относительно редко и у небольшого количества детей образуются бленды: ваза -> блюдце; горшочек -> маленький брыночек; месяц -> маленький рушна.

Типичным является такой вид нарушений, когда один и тот же предмет в определенных ситуациях называется по-разному.

В качестве иллюстрации можно привести примеры называния слов ребенком 8 лет.

Картинки

Называние слов одним и тем же ребенком в разное время:

«Зима» -> нима, зима, мима, жима

«Змея» -> юзя, зея, земля

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Модульные технологии обучения истории
Преподавание в школе требует обновления, методики в большей мере, чем в основной. Старшей школе предъявляются новые требования к организации учебной деятельности школьников, предпринимаются попытки ее технологизации, то есть разрабатывается комплекс оптимальных дидактических условий взаимодействия ...

Значение использования игровых приемов для становления изобразительной деятельности и развития творчества у детей
Приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком. Обучение изобразительному искусству активизирует творческую и познавательную деятельность детей и, ...

Пейзажная живопись как средство формирования словаря у детей с ОНР
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, графика, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, а это близко детям дошкольного возраста. Изобразительное искусство рассматривается как особый вид чело ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru