Характеристика активного словаря у детей с моторной алалией
«Жук» -> зук, жук, люх
«Вертолет» - таталеть, литолот, талелет
Н.Н. Трауготт отмечала узкоситуативный характер словаря детей с моторной алалией. Это проявляется в том, что они не сразу начинают употреблять в различных ситуациях речевого общения слова, усвоенные на занятиях. При малейшем изменении ситуации теряют, казалось бы, хорошо знакомые и произносимые в других условиях слова. Автор называет это симптомом повышенной тормозимости речевой функции,
т.е. моторный алалик лишь очень постепенно приобретает возможность свободно оперировать знакомыми словами, без ограничения употребляя их во всех ситуациях. Эта особенность нередко приводит к отказу от называния слов (при понимании их значения), к поиску. При этом поиски нужного слова сводятся к перебору, к замене искомого слова последовательным рядом других, близких по звучанию или по значению, использованию неадекватных ситуации слов. При этом сам ребенок осознает свою ошибку, однако часто не может все же назвать соответствующее слово.
Названия действий очень часто заменяются названиями предметов: открывать -> «древ» (дверь); играть в мяч -> просто «мяч», а названия предметов в свою очередь могут заменяться названиями действий: кровать -> «пать», самолет -> «летай».
Некоторые из перечисленных форм ошибок иногда проявляются в совокупности, например, замена другим словом сочетается с заменой средствами мимико-жестикуляторной речи. Вместе с тем при затруднениях в поиске слова в «развернутых» ответах детей часто последовательно проявляются разные формы ошибок: например, сначала слово заменяется другим словом, затем словесным описанием, звукоподражанием и т.д.
Небольшой запас слов, имеющийся у детей, отражает главным образом непосредственно воспринимаемые через органы чувств предметы и явления. Словесное выражение более отвлеченных отношений действительности на этой ступени речевого развития детям почти недоступно.
Статьи о педагогике:
Метод учебных проектов – образовательная технология XXI века
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. ...
Работа с воспитателями
Для развития словарного запаса воспитателям можно порекомендовать проводить периодически физкультурные минутки(примеры приведены ниже). 1. Звериная зарядка. Раз - присядка, Два - прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснуться кулачками потереть глаза Любят долго потянуться потянуться Обязатель ...
Сущность и характеристика творческого потенциала
«Творческий потенциал - может рассматриваться как нереализованные, но имеющиеся у человека способности (или способности еще не развитые, не связанные со сферой их проявления даже в плане представлений) или как творческая характеристика личности, складывающаяся из интеграла специальных способностей, ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

