"Гайденс"-эксперимент

Страница 1

В 2000 году на базе СШ № 15 г. Ростова, в рамках ситуативной стадии коррекционной работы была начата реализация "гайденс"-эксперимента. Предыстория системы "гайденс" как техники изучения личности школьников восходит к традициям американской школы, где еще в начале XX века в крупных городах были созданы консультационные центры по выбору профессии. В тот период "гайденс" отождествлялся с профессиональной ориентацией учащихся и ею ограничивался. Развитие психологии, популярность учения о психоанализе 3. Фрейда и гештальт-психологических методик и технологий (они рассматривают личность как единое целое), а также влияние теории Дж. Дьюи о приспособляемости личности к среде, расширили рамки "гайденс". Эта область стала пониматься как помощь в решении многочисленных проблем (эмоциональных, поведенческих, учебных), с которыми сталкивается личность в поисках своего места в жизни. Согласно мнению X. Петерса и Б. Шертцера, общей целью "гайденс" в современной школе является помощь, позволяющая личности достигать своего полного развития.

В ростовской школе № 15 "гайденс"-служба была создана в следующем составе: зам. директора по научно-методической работе (научный руководитель); зам. директора по воспитательной работе; психолог, организатор детского движения, руководитель МО классных руководителей 9-10 классов (консультанты).

К конкретной цели школьной "гайденс"-службы было отнесено максимальное социопсихолого-педагогическое содействие личности в процессах ее идентификации и совершенствования. Конкретные задачи, вытекающие из этой цели, следующие:

адаптивная: помочь ученику узнать свои сильные и слабые стороны, свои преимущества и лимиты; понять, как воспринимают его другие люди;

коммуникативная: научить ученика ладить с другими людьми и понимать мир, в котором они живут; познакомить с природой поведения людей, причин раздражения, способов контроля своего настроения; рассказать о сущности социальной среды, в которой личности приходится жить;

когнитивно-креативная: помочь ученику получить максимум от школьных знаний, т.е. вооружить методами учебной и творческой работы, помочь выбрать программу дополнительного образования, соответствующую индивидуальным особенностям ученика; оказать посильную поддержку и помощь в случае неудовлетворительных успехов;

мотивационно-исследовательская: помочь ученику исследовать свои интересы, склонности, способности; научить правильно их использовать в мире трудовой деятельности.

Разумеется, терминологические акцентуации задач весьма условны, приблизительны. На наш взгляд, веч дифференцированные задачи содержат в себе элементы адаптивности, коммуникативности, когнитивности и креативности, мотивационности, все они в определенной степени носят исследовательский характер.

Вся область "гайденс" состоит из трех базовых частей: учебной и профессиональной ориентации школьников и руководства личностью. Рассмотрим каждую из указанных составляющих "гайденс".

1. Учебная ориентация школьников:

знакомство со школой (что весьма важно в условиях инновационной деятельности школы);

снабжение учащихся широкой информацией о школьных делах;

выбор программы дополнительного образования;

выработка эффективных навыков учебы посредством рекламирования научной организации труда школьников.

В рамках охарактеризованной базовой части "гайденс" консультанты проводят экскурсии по школе, встречи со старшеклассниками, лекции по научной организации труда.

2. Профессиональная ориентация школьников:

общее знакомство с миром труда;

знакомство со специальной информацией по конкретным специальностям и профессиям;

диагностика с целью определения профессиональной мотивации, наиболее отвечающей особенностям личности;

выработка эффективных навыков трудовой деятельности школьников.

В рамках этой базовой части "гайденс" консультанты проводят экскурсии по вузам и ссузам, предприятиям города, организуют встречи с преподавателями высших и средних специальных учебных заведений, муниципальных предприятий. Совместно с Модельным центром занятости населения и детским психологическим центром г. Ростова проводятся диагностические исследования на предмет определения профессиональной предрасположенности школьников.

3. Руководство личностью школьников:

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Методика диагностики развития речи дошкольников
Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости ...

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психический процесс – течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Окончан ...

Педагогические и возрастные предпосылки силовой подготовки школьников
В процессе развития организма детей и подростков происходит естественное увеличение мышечной силы. Причём абсолютная мышечная сила растёт непрерывно и относительно равномерно на протяжении всего школьного возраста. По данным же А.В. Коробкова, относительная мышечная сила у школьников увеличивается ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru