Развитие словаря в онтогенезе

Страница 2

Выделяют следующие компоненты значения слова:

1. Денотативный компонент, т. е. отражение в значении слова особенностей предмета (денотата), названного этим словом.

2. Понятийный, т. е. отражение в значении слова формирования понятий.

3. Коннотативный компонент, т. е. отражение эмоционального отношения говорящего к слову.

4. Контекстуальный компонент, т. е. отражение зависимости значения слова от контекста.

Все компоненты значения слова появляются у ребенка не сразу. Значение слова в онтогенезе постоянно развивается. Ребенок сначала овладевает денотативным компонентом значения слова, т. е. овладевает связью между конкретным предметом и его обозначением.

По мере совершенствования операций анализа, синтеза, сравнения и обобщения, ребенок овладевает понятийным компонентом. Так, сначала, значение слова – стол, ребенок объясняет – «на нем едят», и лишь позднее обозначает его видом мебели, тем самым соотносит слово на основе связей между словами в системе языка. Значительно позднее ребенок овладевает контекстуальным значением слова, это объясняется трудностями понимания переносных значений или афоризмов .

У детей от 1, 5 до 2, 5 отмечается такое явление, как «растяжение» значения слова, заключающееся в перенесении названия одного предмета на другой, имеющий тот же признак. Ребенок одним названием обозначает целый ряд предметов, обладающих одним или несколькими общими признаками или общими функциональными назначениями.

В процессе развития словаря, «растяжение» значения слова постепенно уменьшается, так как при общении со взрослыми дети усваивают новые значения слов.

Л.П. Федоренко определяет несколько степеней обобщения слов по смыслу. Нулевой степенью обобщения, являются имена собственные и названия единичного предмета. Ребенок в возрасте от 1 до 2 лет соотносит слова только с конкретными предметами. Таким образом, эти предметы являются для них такими же именами собственными, как и имена людей.

К началу третьего года жизни, ребенок усваивает слова первой степени обобщения. К первой степени относятся обобщающие наименования однородных предметов, действий, качеств (имен нарицательных).

Трехлетний возраст ребенка соответствует второй степени обобщения, к которой относятся родовые понятия, обозначающие обобщенно названия предметов, признаков, действий в форме имени существительного.

Слова третей степени: родовые понятия – усваиваются ребенком примерно к 5 – 6 годам.

Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и общение приводят к постепенному количественному росту словаря.

По данным А. Штерна, в период от 1-го года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев словарь ребенка насчитывает примерно 100 слов. В 2 года – 300 – 400 слов. В 3 года – 1000 – 1100 слов. В 4 года – 1600 слов. В 5 лет – 2200 слов.

По данным А.Н. Гвоздева, в 4 года в словаре ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27, 4 % глаголов, 11,8% прилагательных, 5, 8 % наречий, 1, 9 % числительных, 1, 2% союзов, 0, 9 % предлогов и 0, 8 % междометий и частиц.

А.В. Захарова выделила наиболее употребительные знаменательные слова в разговорной речи детей 6 – 7 лет: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Существительные, это преимущественно, слова, обозначающие людей. Так же А.В. Захарова выявила, что на 100 употребленных детьми слов, приходится примерно 8,65 % имен прилагательных. Анализ показал – больше употреблений прилагательных с широким значением и активной сочетаемостью, антонимов из разных семантических групп: обозначающих размер, оценку; а так же слов с ослабленной конкретностью, слов, входящих в словосочетания. Существенное место среди группы прилагательных, занимают местоименные прилагательные (как такой, весь, каждый, который, всякий, свой, мой, самый).

В речи детей от 6 до 7 лет отмечается регулярная повторяемость прилагательных со значением размера. Особенностью структуры семантического поля прилагательных со значением размера является ассиметричность: прилагательные со значением «большой» представлены гораздо шире, чем со значением «маленький».

При анализе словаря прилагательных детей 6 – 7 лет, выявлено около 40 прилагательных, обозначающих цвет, но, во многих случаях, называемый детьми цвет не соответствует реальному. Наиболее часто употребляемые, детьми этого возраста, прилагательные, обозначающие цвет: красный, белый, синий, черный.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Типы семей
В истории человечества сменилось не мало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм характерны для отдельных племенных союзов. Другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развитие общества. По м ...

Педагогическая система Жан-Жака Руссо
Жан-Жак Руссо исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не долж­но мешать развитию этого совершенства, а потому следу­ет предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положи­ли начало разработке теории «свободного во ...

Виды, формы организации педагогического совета
· установочный, или аналитическо – планирующий, - проводиться да начала учебного года, в конце августа, и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем; · тематический педсовет с промежуточными итогами посвящён одной из годовых задач педагог ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru