Развитие словаря в онтогенезе
При анализе словаря детей этого возраста отмечается преобладание отрицательной оценки над положительной, а так же достаточно активное употребление сравнительной степени прилагательных.
По мере развития психических процессов детей, расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.
Так же формируется и сложная система семантических полей, путем соединения изолированных единиц (слов) в разнообразные по смыслу связи
А.М. Бородич и В.И. Яшина дают определения понятиям активный и пассивный словарь:
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.
Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых ребенок догадывается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка – часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию.
Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную, целенаправленную, систематическую педагогическую задачу.
По мере развития мышления ребенка, его словарь не только обогащается, но и систематизируется, т.е. упорядочивается в семантические поля. Семантическое поле – это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяется ядро и периферия. Ядро поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками.
Нарушения развития словаря детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неправильном употреблении слов, многочисленных вербальных парафразиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
Статьи о педагогике:
Цели и задачи воспитательной деятельности
	 Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или ины ...
	
Характеристики тренинга
	 Во-первых, сформулированная ведущим цель. Целью тренинга можно считать изменение навыков и умений человека, ведущее к его развитию и более эффективной адаптации. Можно говорить о формировании, развитии, совершенствовании не только поведенческих, но и умственных навыков и умений, говоря широко – нав ...
	
Теоретико-методические основы тренинга
	 Подготовка будущих педагогов и психологов к педагогическому общению - сложный многосторонний процесс, предполагающий ориентир на целостное развитие личности педагога и психолога. Эта проблема рассматривается в исследованиях многих ученых. В одних работах объектом исследования становится процесс фор ...
	
Меню
- Главная
 - Воспитание трудолюбия дошкольников
 - История развития педагогики
 - Физическая культура в младших классах
 - Детская и юношеская субкультуры
 - Развитие женского образования в России
 - Психология и педагогика
 - Перспективы образования
 

