Воспитание как сфера общественной деятельности
Для более полного представления о возможностях воспитания очень важно включить в анализ вопросы: что такое человек, что представляет собой его сущность, каким образом она присваивается человеком в виде общей диспозиции его личности? Это дает возможность проследить превращение ценностных установок личности в том числе и нравственных в его поведении и уже под этим углом зрения посмотреть на проблему воспитания человека. Любая попытка осуществить подобный анализ без обращения к сегодняшним условиям развития общества, его материальной и духовной культуры, невозможна. Социальные отношения в обществе складываются из действий реальных личностей, само по себе изучение определенных общественных отношений людей является вместе с тем изучением реальных личностей. Любой вид общественных отношений может быть связан с некоторой субъективностью в оценке людей их объективных условий существования, общественных связей. Когда в исследовании проблем воспитания личности обращаются к сущности человека, то имеют ввиду, такие объективные общественные отношения которые не только определяют структуру и сущность данной формации, но и формируют определенный тип личности. Способы влияния общественных отношений могут быть весьма разнообразными. Это и общественное сознание, и “предметно-вещный мир”, и быт, и нравы и многое другое. Но, являясь составной частью сложной общественной системы, человек не превращается в пассивный продукт социума, а выступает как активный субъект, обладающий свободой и самостоятельностью в своем развитии и деятельности.
Анализ сущности человека имеет важное значение, особенно для практического решения проблем воспитания личности. Необходимо обозначить, при этом, основные характеристики жизни реального человека, его ориентации, потребности, интересы. Долгое время в познании человека такому подходу не способствовала чрезмерная абсолютизация роли общественных отношений, и это имело определенные последствия. Во-первых, не срабатывал закон диалектики, во-вторых, всепоглощающая гиперболизация общественных отношений делала второстепенными понятия что и произошло с теоретической моделью человека. Создавшееся положение стало зеркальным отражением происходящих в обществе процессов. Материальная и духовная деятельность вместо выполнения своего прямого назначения, связанного с творческим обновлением общественных отношений и самого человека, превратилось в средство тиражирования наличных обстоятельств, стереотипов поведения и мышления людей. В итоге невостребованный творческий потенциал личностей, ее сущность осталась неразвитой.
Естественно, не следует бросаться в крайность, принижая роль общественных отношений. Речь идет о том, что гипертрофирование их роли является тормозом в теории и практике воспитания человека, призванного совершенствовать существующий строй, ориентированного на деятельное самоутверждение и активное использование своих способностей. В этой связи проанализируем с точки зрения воздействий на общественные отношения побудительных сил личности. Это возможно, позволит преодолеть методологию объективизма, возведенную в абсолют практикой “застоя”, и возвести общественные условия в качестве исходного условия реализации индивидуальных возможностей личности не только в собственных интересах, но и в интересах всего общества а также, преодолеть несостоятельность и односторонность идеи воспитания как целенаправленной деятельности воспитателей.
Статьи о педагогике:
Общие сведения по развитию речи у детей с моторной алалией
Для развития речи детей с моторной алалией необходима практика общения на доступном для ребенка уровне: операции с отдельными словами (покажи, повтори, назови), с фразами, не объединенными смысловым контекстом (понимание вопросов, ответы на них в развернутой форме), с фразовым материалом, объединен ...
Русский народный фольклор в группе раннего возраста
Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети очень плохо стали говорить. А ведь за речью ребенка важно следить с младенчества. Поэтому для развития речи маленьких детей я решила использовать русский народный фольклор, который затрачивает интересы и потребности детского возраста и потому ...
Развитие коммуникативных способностей детей
младшего дошкольного возраста
Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующе ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования