Воспитание как сфера общественной деятельности

Перспективы образования » Воспитание как сфера общественной деятельности

Страница 5

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что успех в разработке теории воспитания во многом определяется степенью учета основных закономерностей и специфики научного познания. Недостаточная реализация гносеологического подхода к воспитанию может привести к перекосам и в понимании этого процесса, как единства проявления объективного и субъективного, что не замедлит отразиться в практике воспитательной деятельности. Таким образом, основная задача философии воспитания -внести ясность в вопросы о методах и формах приобщения личности к системе общественных ценностей.

Важнейшую роль в решении этой задачи обычно отводят этике. Именно этика осуществляет обоснование разных сторон нравственного поведения /моральный выбор, критерии нравственных оценок индивидуального и общественного поведения.

Разработка философских основ воспитания осуществляется и психологией. . Роль психологического фактора в поведении личности, возможность психологии дать анализ моральных чувств, установок человека, является важнейшей основой его морального поведения.

Философию воспитания необходимо рассматривать как комплексной наукой. интегрирующей воспитательные и поведенческие аспекты философских, социологических, психологических, этических, исторических знаний. Какой-либо один раздел философских знаний не в состоянии обеспечить решение всех проблем, иначе другие аспекты воспитания останутся за рамками философского анализа. Идеи вышеназванных наук должны синтезировать их методологические посылки применительно к воспитанию. Необходимо четкое определение места и функций каждой области знаний в философском осмыслении воспитания и выявить ту из них, которой принадлежит ведущая роль. По мнению большинства философов эту роль отводят этике.

В проблеме воспитания необходимо отметить, что человеческое поведение зависит и от определенных генетических задатков. Люди принадлежат к разным эпохам, к разным слоям общества, не имеющих нравственных знаний, тем не менее проявляли высокий культурный уровень, тонкое понимание добродетели и ценностей. Необходимо также упомянуть, что люди разных эпох, национальностей социальных групп в своем поведении суждениях, оценках, поступках ориентируются на сложившиеся традиции, обычаи, верования, привычки.

Задача философии воспитания состоит в том, что бы обосновывать необходимость гармоничного сочетания традиций и новаторства.

Важен поиск форм воспитания людей в духе традиций, образующих связь эпох, а в сфере морали необходимо показать роль простых норм нравственности и добродетелей.

В анализе человеческого поведения необходимо учитывать субъективные предпочтения личности, привычки, желания, эмоции, что затрудняет четкое определение критериев выбора. В особенности в нынешние условия человек поставлен в условия неуверенности и ощущает растерянность, а так как ему приходится осуществлять выбор в различных конкретных ситуациях, его захлестывают эмоции и подвержен влиянию окружающих людей. Философский анализ проблем воспитания может помочь человеку.

Выбор детерминирован. Философия воспитания ставит задачи анализа фактов, обуславливающих поведение человека, диалектической связи между внешними и внутренними детерминациями. Это позволяет воспитывать активную личность обладающую внутренней свободой, способной сознательно выбирать линию своего поведения. Воспитание есть процесс саморазвития, самосовершенствование человека в определенных социальных условиях. Воспитание только тогда может быть плодотворным, если общество ставит личность в такие условия, при которых она получает реальную возможность для осуществления своих целей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Статьи о педагогике:

Описание образовательных результатов в логике компетентностного подхода
Наряду с идеями образованности личности в теоретической педагогике развиваются идеи компетентности личности. В рассмотренных концепциях образованности компетентность является одним из уровней, одной из ступеней, и как следствие одним из видов образовательного результата. Следует отметить, что миров ...

Основные организационные формы физического воспитания детей в школе
Физическое воспита­ние детей и подростков в общеобразовательных школах вклю­чает сдачу норм, характеризуется разнообра­зием организационных форм, активным вовлечением во внеклассные и внешкольные спортивно-массовые мероприятия, широким использованием физических упражнений в повседневной жизни школь ...

Анализ социально-культурной деятельности Дворца Детского Творчества Фрунзенского района
Дворец детского (юношеского) творчества Фрунзенского района — одно из крупнейших и старейших учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга, создан в 1936 году как Дом художественного воспитания детей. Сегодня здесь занимаются около 6000 учащихся и работают 156 квалифицированных педагогов, ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru