Воспитание как сфера общественной деятельности

Перспективы образования » Воспитание как сфера общественной деятельности

Страница 5

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что успех в разработке теории воспитания во многом определяется степенью учета основных закономерностей и специфики научного познания. Недостаточная реализация гносеологического подхода к воспитанию может привести к перекосам и в понимании этого процесса, как единства проявления объективного и субъективного, что не замедлит отразиться в практике воспитательной деятельности. Таким образом, основная задача философии воспитания -внести ясность в вопросы о методах и формах приобщения личности к системе общественных ценностей.

Важнейшую роль в решении этой задачи обычно отводят этике. Именно этика осуществляет обоснование разных сторон нравственного поведения /моральный выбор, критерии нравственных оценок индивидуального и общественного поведения.

Разработка философских основ воспитания осуществляется и психологией. . Роль психологического фактора в поведении личности, возможность психологии дать анализ моральных чувств, установок человека, является важнейшей основой его морального поведения.

Философию воспитания необходимо рассматривать как комплексной наукой. интегрирующей воспитательные и поведенческие аспекты философских, социологических, психологических, этических, исторических знаний. Какой-либо один раздел философских знаний не в состоянии обеспечить решение всех проблем, иначе другие аспекты воспитания останутся за рамками философского анализа. Идеи вышеназванных наук должны синтезировать их методологические посылки применительно к воспитанию. Необходимо четкое определение места и функций каждой области знаний в философском осмыслении воспитания и выявить ту из них, которой принадлежит ведущая роль. По мнению большинства философов эту роль отводят этике.

В проблеме воспитания необходимо отметить, что человеческое поведение зависит и от определенных генетических задатков. Люди принадлежат к разным эпохам, к разным слоям общества, не имеющих нравственных знаний, тем не менее проявляли высокий культурный уровень, тонкое понимание добродетели и ценностей. Необходимо также упомянуть, что люди разных эпох, национальностей социальных групп в своем поведении суждениях, оценках, поступках ориентируются на сложившиеся традиции, обычаи, верования, привычки.

Задача философии воспитания состоит в том, что бы обосновывать необходимость гармоничного сочетания традиций и новаторства.

Важен поиск форм воспитания людей в духе традиций, образующих связь эпох, а в сфере морали необходимо показать роль простых норм нравственности и добродетелей.

В анализе человеческого поведения необходимо учитывать субъективные предпочтения личности, привычки, желания, эмоции, что затрудняет четкое определение критериев выбора. В особенности в нынешние условия человек поставлен в условия неуверенности и ощущает растерянность, а так как ему приходится осуществлять выбор в различных конкретных ситуациях, его захлестывают эмоции и подвержен влиянию окружающих людей. Философский анализ проблем воспитания может помочь человеку.

Выбор детерминирован. Философия воспитания ставит задачи анализа фактов, обуславливающих поведение человека, диалектической связи между внешними и внутренними детерминациями. Это позволяет воспитывать активную личность обладающую внутренней свободой, способной сознательно выбирать линию своего поведения. Воспитание есть процесс саморазвития, самосовершенствование человека в определенных социальных условиях. Воспитание только тогда может быть плодотворным, если общество ставит личность в такие условия, при которых она получает реальную возможность для осуществления своих целей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Статьи о педагогике:

Правовое воспитание школьников как средство коррекции
Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-право­вой культуры. В юридической и специальной психоло­го-педагогической литературе, анализирующей правосоз­нание подростков с девиантным поведением, выделяют­ся следующие его особенности. Во-первых, это ...

Воспитательное Общество благородных девиц
Смольный монастырь - любимое детище императрицы Елизаветы I, Смольный институт - императрицы Екатерины II. Организация института была началом планомерного воспитания русской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости. По инициативе Ивана Ивановича Бецкого в 176 ...

Характеристика НОУ ВПО "ГЭТИ"
Институт был основан в 1996 году, как Академия "Континент", далее был переименован в НОУ ВПО "Академия социально-экономического развития" (институт), а на данный момент носит название НОУ ВПО "Гуманитарно-экономический и технологический институт" (сокращенное название ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru