Воспитание как сфера общественной деятельности

Перспективы образования » Воспитание как сфера общественной деятельности

Страница 7

Воспитание важнейший фактор прогресса связанный с отношением человека к культуре в широком смысле этого слова, предполагает единство образования и нравственного воспитания. Это определяет цель воспитания независимо от особенностей общества, органически включить личность в культуру . От их взаимодействия зависит поведение, поиск возможностей реализаций стремлений, цели, ведущие к совершенствованию и к общественному прогрессу. Дж.Дьюи говорил:” воспитание служит восстановлению и продолжению социальной жизни”.

Человек может просто приспособиться к культуре не задумываясь над ее характером. В подобном случае человек становится винтиком системы, неспособным к творческому поиску и достижений своих целей. Воспитание по Дж.Дьюи это осмысленное отношение к культуре, осуществляющее адаптацию человека к социальной системе, выжить в ней ”поскольку жить - постоянный процесс приспособления биологически и социальны”. В процессе адаптации в человеке вырабатывается навыки наиболее благоприятного взаимодействия с социальной средой. Воспитание признано формировать сознательное отношение человека к культуре на основании системы ценностей, включающей принципы поведения. Для реализации цели воспитания необходимо развитие интеллекта, предполагающее определенный уровень знаний. Эту функцию выполняет система образования. Воспитание направлено на формирование интеллигентного человека, обладающего определенными знаниями, способностью и стремлением к познанию. Познавательная способность, по мнению американского психолога Кольберга, является важным условием морального роста личности. Для сознательного морального выбора необходимы: пытливость ума, информированность, профессионализм.

Чем образованнее человек , тем он более способен к анализу событий и менее подвержен догматизму в мышлении. И задача воспитания не только научить разбираться в политике, экономике, и в других проблемах, но и в том, чтобы сформировать интеллектуальные ресурсы общества .

Бертран Рассел в своем произведении “Воспитание и хорошая жизнь” говорил “ Воспитание в собственном смысле этого слова есть воспитание внутренней, т.е. моральной свободы личности, которая обнаруживается в характере ее поступков, в моральных качествах, характеризующие ее как подлинную личность. Возможность человека выразить, заложенное в человеческой природе, стремление к свободе - служит решающим условием развития социальной инициативы личности, самогенерации ее гражданской активности. Это предпосылка формирования прежде всего независимой равноправной личности, способной сознательно оценивать действующие в обществе нормы. Таким образом, воспитание есть процесс индивидуального , прежде всего интеллектуального роста человека и развития общественной инициативы. От того, каким является характер воздействия системы воспитания на личность, зависит, будет ли личность свободной, сознательно осуществляющей свой моральный политический выбор, или будет играть роль винтика, действующего в рамках предписанных обществом норм.»

Дж.Дьюи связывает свободное развитие личности с ее умением осуществлять контроль над своими поступками. Только в этом случае можно говорить о свободной активной личности. Воспитание свободной личности требует развития навыков и умение видеть моральный смысл событий и ответственность за последствия. Развитие моральных навыков, предполагает воспитание таких моральных качеств, как справедливость, заинтересованность одного человека в другом, в обществе, забота об из интересах, толерантность. Существует непрерывная связь воспитания с общественной деятельностью, ее политикой. Воспитание формирует определений тип личности, воздействующий на общественную жизнь, а она зависит от характера общественной системы. Спор - какая должна быть система, является и спором каким должно быть общество, чтобы воспитывать полноценную личность. Реальный смысл системы воспитания, ее структура отражают характер общественного строя, различные ее стороны: состояние образования, технологии, степень информированности членов общества, как изменяется социальная структура. Признавая непрерывную связь между системой воспитания и характером общественного строя, приходим к выводу, что изменение системы воспитания невозможно без соответствующих перемен в экономике, политике и других сферах общественной жизни.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Статьи о педагогике:

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru