Этапы усложнения видов экспериментирования в зависимости от возраста дошкольников

Перспективы образования » Методическая работа по развитию экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста » Этапы усложнения видов экспериментирования в зависимости от возраста дошкольников

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

· В младшем дошкольном возрасте:

– Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

– Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

– Способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта; – Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

– В этом возрасте в процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся – ломается, высоко – низко – далеко, мягкий – твёрдый – тёплый и прочее). Затем, активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

· В старшем дошкольном возрасте:

– Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

– Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

– Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

– Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;

– Способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.

– В этом возрасте, в процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того, дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий – тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).

Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жёстко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно – образное мышление начинает заменяться словесно – логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку, (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям). В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без педагога эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия. Взрослым важно создать условия для продуктивной детской работы: o постепенное усложнение, o организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций. Результатом экспериментирования становится опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.


Статьи о педагогике:

Познавательное развитие детей седьмого года как необходимое условие подготовки к школе
Подготовительную в школе группу при МОУ СОШ №13 посещает 17 детей: 9 мальчиков и 8 девочек. 50% детей воспитывается в полных семьях с двумя или одним ребёнком. 50% - неполные семьи. Социальное положение всех семей благополучное. Дети моей группы добрые, отзывчивые, свободно вступают в общение со св ...

Сущность понятия «культура речи»
С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самы ...

Особенности обучения дошкольников лексике английского языка
Вопрос о том, нужно и можно ли обучать детей 4 - 6 лет иностранным языкам, давно уже на практике решен положительно. Известно, что изучение иностранного языка развивает разные стороны личности: память, внимание, прилежание, языковую догадку, эрудицию, дисциплину; делает ребенка более активным; приу ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru