Изучение особенностей эстетического развития старших дошкольников
Анализ ответов осуществлялся с учетом следующих критериев:
правильная оценка красоты поступка;
правильная оценка плохого поступка;
правильное понимание чувства огорчения;
правильное понимание чувства радости;
правильное понимание положительных и отрицательных нравственно –
эстетических характеристик.
Проанализировав ответы детей следует отметить, что оценивая красоту поступков, дети в большинстве (8 человек) ссылаются на положительного персонажа – «Петушка» («Петух помог зайке выгнать лисицу», «петух, он спас зайца»). Один ребенок, Даша, отметила, что красиво поступил «зайчик потому, что дал лисе переночевать у него», что также говорит о сформированности знаний о красоте поступков. Недифференцированое представление выявилось у одного ребенка – Яны, которая считает, что красиво поступил зайчик, так как он заплакал.
Оценивая плохой поступок сказочного героя, дети в абсолютном большинстве (9 человек) отметили, что плохо поступила лиса потому, что выгнала зайца. Также необходимо отметить, что у одного ребенка – Дианы, неточно сформировано понимание плохого поступка, она считает, что плохо поступил медведь, так как не помог зайцу.
Следует отметить, что у всех опрошенных детей замечено правильное понимание чувства огорчения. Все дети ответили однозначно, что их огорчила лиса («потому, что она плохо себя вела», «потому, что она не выходила из домика»).
Необходимо отметить, что чувство радости у детей ассоциируется с хорошим поступком. Почти все дети ответили, что их порадовал петушок («он помог зайчонку», «он выгнал эту лису»). Один ребенок – Саша. ответила, что ее порадовал зайчик (он согласился впустить лису»). Ответы детей свидетельствуют о правильном понимании большинством детей чувства радости.
Следует обратить внимание, что у всех детей, участвующих в опросе зло ассоциируется с темными, холодными цветами («серым», «черным, темным»), а добро наоборот, с яркими («желтым, как солнышко», «золотым»). Это говорит о сформированности правильного понимания положительных и отрицательных нравственно – эстетических характеристик.
С учетом анализа ответов детей можно отметить, что у детей, участвующих в педагогическом эксперименте, сформировано понимание поступков героев, также дети способны оценивать этическую и эстетическую сторону поступка.
На основе анализа делаем вывод:
правильная оценка красоты поступка – 8 детей (80%);
правильная оценка плохого поступка – 9 детей (90%);
правильное понимание чувства огорчения – 10 детей (100%);
правильное понимание чувства радости – 9 детей (90%);
правильное понимание положительных и отрицательных нравственно – эстетических характеристик – 10 детей (100%).
Для изучения особенностей проявления творческих способностей при передаче сказочного образа, нами использовалось наблюдение за игрой - драматизацией по русской народной сказке «Заюшкина избушка». Мы учитывали такие проявления творческих способностей как мимика, пантомимика, выразительность движений, выразительность речи, эмоции ребенка по ходу игры.
Таблица 3 - Изучение проявления творческих способностей в игре - драматизации.
№ |
Имя ребенка |
Роли детей |
Проявление творческих способностей при передаче сказочных образов |
1 |
Саша |
Лиса |
Мимикой почти не пользовалась, лицо выражало спокойствие. Не использовала характерных движений лисы. Речь не очень выразительна, забывала слова, просила помощи у воспитателя. Эмоции почти не выражались. |
2 |
Лера |
Собака |
Мимику совсем не использовала. Не показывала характерных движений собаки. Речь не выразительна, слишком тихая. Эмоциями почти не сопровождала роль. |
3 |
Вова |
Собака |
Мимикой не пользовался. Гордо шагал, походка была уверенная. Добавлял в речь характерный лай. Был очень эмоционален, переживал за главного героя. |
4 |
Света |
Медведь |
Мимика почти отсутствовала. Имитировала движения медведя: переваливалась с ноги на ногу, косолапила. Говорила басом, в некоторых моментах рычала. Почти не сопровождала роль эмоциями. |
5 |
Илья |
Медведь |
Лицо выражало спокойствие и уверенность, силу. Переваливался с ноги на ногу, двигался медленно. Говорил басом, рычал в промежутках между словами. Эмоционально не передавал роль, был не заинтересован. |
6 |
Настя |
Петух |
Мало пользовалась мимикой, только в отдельных моментах. Не изображала характерные движения петуха. Хорошо запомнила слова, старалась кукарекать. Была не эмоциональна. |
7 |
Максим |
Петух |
Мимикой не показывал чувства героя. Шагал вяло, нечетко, не передавал походку героя. Нечетко говорил, иногда забывал слова. Эмоциями не передавал переживания героя. |
8 |
Яна |
Лиса |
На лице выражалась хитрость. Движения плавные, махала хвостом. Речь выразительна, повышала и понижала голос, старалась голосом передать хитрость. При помощи эмоций старалась показать коварство лисы. |
9 |
Даша |
Зайчик |
Мимика передавала страдание, боль, огорчение. Движениями старался показать страдание зайчика, закрывала лицо руками, изображала рыдания. Речь была эмоциональна, голос вздрагивал, всхлипывала. Эмоциями показывала как плохо зайчику. |
10 |
Диана |
Заяц |
Почти не сопровождал роль мимикой, не изображала уныние. Прыгала с согнутыми в локтях руками, изображала плач. Запутывалась в словах, терялась, часто пользовалась подсказками воспитателя. Не эмоционально передавала переживания героя. |
Статьи о педагогике:
Занятия природоведческого содержания как основная форма
организации детей при ознакомлении с природой
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения ...
Содержание патриотического воспитания старших дошкольников
Советский энциклопедический словарь дает понятие воспитания, как процесса целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совмес ...
Технология развития нововведений в обучении истории
Термин "инновация" появился в исследованиях ученых XIX века и означает - введение отдельных элементов культуры, в другую среду. Такое значение этого понятия сохранилось в современной этнографии. Педагогические инновации стали предметом пристального внимания наших и западно-европейских кол ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования