Задачи обучения в разных возрастных группах

Страница 2

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие по трем основным направлениям: расширяются и углубляются представления детей, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам; способы их использования становятся значительно более точными и целесообразными; обследование предметов приобретает при благоприятных условиях воспитания систематизированный и плановый характер. Отличительной особенностью восприятия у старших дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Все стороны развития восприятия в этом возрасте включают использование наглядно-образного мышления, поэтому и само восприятие сливается с пониманием, определением значения воспринимаемых предметов и их свойств, их отношения к другим предметам и свойствам.

Расширение и углубление представлений детей о массе предметов происходит главным образом за счет систематизации этих представлений. Дошкольники при сравнении массы предмета с образцом уже не нуждаются во внешних приемах-перемещениях. Они заменяются зрительным сравнением. Возможность ее успешного разрешения связана не только с уровнем развития восприятия, но и с развитием речи ребенка, умением связно передавать в словах результаты восприятия. Дети достигают достаточных успехов в обследовании только при систематическом обучении ему.

Сенсорное воспитание старших дошкольников - прямое продолжение сенсорного воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста, оно осуществляется в тех же направлениях. Его усложнение состоит в усложнении самих заданий и материалов, с которыми работают дети, и в том, что все большее внимание уделяется заданиям, требующим понимания закономерностей, которые лежат в основе выделения и систематизации сенсорных эталонов, т.е. заданиям, в выполнении которых участвуют и восприятие, и мышление.

Значительно увеличивается в старшем дошкольном возрасте также количество и значение заданий, где от детей требуется подробное словесное описание массы предметов. Особое значение приобретают также комплексные задания, для выполнения которых необходимо учитывать одновременно различные свойства предметов (форму, величину, массу).

С возрастом восприятие различий становится все более точным во всех зонах. Старшие дошкольники начинают дифференцировать массы при соотношении 1:1,5 в «зоне тяжелых предметов» и 1:1,75 в «зоне легких предметов». Это связано с совершенствованием тактильно-кинестетического анализатора: к 5-6 годам заканчивается дифференцировка нервных окончаний в мышцах рук. В этом возрасте ребенка нужно обучать работе с эталонами веса.

Таким образом, каждая возрастная группа в дошкольном возрасте обладает своим набором элементов точности восприятия информации. И от этого зависит выбор той или иной методики обучения.

Формирование понятия «масса» опирается на развитие у ребенка «барического чувства», а оно возникает в результате давления предмета на поверхность его тела. Определяя тяжесть предмета, ребенок как бы «взвешивает» его на ладонях своих рук.

Упражнения по сравнению масс предметов, в свою очередь, способствуют совершенствованию тактильно-кинестетического анализатора. Под воздействием тяжести предмета у ребенка возникают еще и сенсорные ощущения. Психологическая наука доказывает связь между процессом знакомства с массой предметов и развитием умственных и математических способностей личности.

В каждой возрастной группе этот процесс происходит по-разному. В младшей группе дети ограничиваются тем, что перебирают один предмет за другим, перекладывая с одного места на другое. Не могут они еще выделять и устанавливать связи и отношения между предметами по их массе, строить сериационный ряд. Дети средней группы уже принимают образец как мерку для сравнения. Они выделяют отношения между предметами по массе; выбирают самый тяжелый (легкий) и ставят объекты друг за другом по данному признаку. У старших дошкольников появляется стремление словесно обозначить массу, развивается умение сравнивать массы предметов по образцу, который служит эталоном.

Обучение детей умению различать предметы по массе связывается с развитием количественных представлений по мере готовности ребенка к восприятию данной информации.

Таким образом, развитие у дошкольников представлений о массе предметов и способах её измерения зависит от их возрастных особенностей, от степени развития их сенсорики, восприятия и методов обучения.

Страницы: 1 2 


Статьи о педагогике:

Особенности педагогической системы школьного образования в послереволюционной России
В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917 года специальным постановлением Совета Народных Комиссаров все учебные заведения были пере­даны Народному комиссариату просвещения. В его дея­тельности большую роль сыграли А. В. ...

Педагогическая система В.А. Сухомлинского
Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его пе­дагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения. Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь ...

Цифровая лаборатория «Архимед» – новое поколение школьных естественно-научных лабораторий
Цифровые лаборатории «Архимед» – это новое поколение естественно-научных лабораторий – оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ. По сравнению с традиционными лабораториями "Архимед" позволяет существенно сократить время на организацию и п ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru