Задачи обучения в разных возрастных группах
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие по трем основным направлениям: расширяются и углубляются представления детей, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам; способы их использования становятся значительно более точными и целесообразными; обследование предметов приобретает при благоприятных условиях воспитания систематизированный и плановый характер. Отличительной особенностью восприятия у старших дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Все стороны развития восприятия в этом возрасте включают использование наглядно-образного мышления, поэтому и само восприятие сливается с пониманием, определением значения воспринимаемых предметов и их свойств, их отношения к другим предметам и свойствам.
Расширение и углубление представлений детей о массе предметов происходит главным образом за счет систематизации этих представлений. Дошкольники при сравнении массы предмета с образцом уже не нуждаются во внешних приемах-перемещениях. Они заменяются зрительным сравнением. Возможность ее успешного разрешения связана не только с уровнем развития восприятия, но и с развитием речи ребенка, умением связно передавать в словах результаты восприятия. Дети достигают достаточных успехов в обследовании только при систематическом обучении ему.
Сенсорное воспитание старших дошкольников - прямое продолжение сенсорного воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста, оно осуществляется в тех же направлениях. Его усложнение состоит в усложнении самих заданий и материалов, с которыми работают дети, и в том, что все большее внимание уделяется заданиям, требующим понимания закономерностей, которые лежат в основе выделения и систематизации сенсорных эталонов, т.е. заданиям, в выполнении которых участвуют и восприятие, и мышление.
Значительно увеличивается в старшем дошкольном возрасте также количество и значение заданий, где от детей требуется подробное словесное описание массы предметов. Особое значение приобретают также комплексные задания, для выполнения которых необходимо учитывать одновременно различные свойства предметов (форму, величину, массу).
С возрастом восприятие различий становится все более точным во всех зонах. Старшие дошкольники начинают дифференцировать массы при соотношении 1:1,5 в «зоне тяжелых предметов» и 1:1,75 в «зоне легких предметов». Это связано с совершенствованием тактильно-кинестетического анализатора: к 5-6 годам заканчивается дифференцировка нервных окончаний в мышцах рук. В этом возрасте ребенка нужно обучать работе с эталонами веса.
Таким образом, каждая возрастная группа в дошкольном возрасте обладает своим набором элементов точности восприятия информации. И от этого зависит выбор той или иной методики обучения.
Формирование понятия «масса» опирается на развитие у ребенка «барического чувства», а оно возникает в результате давления предмета на поверхность его тела. Определяя тяжесть предмета, ребенок как бы «взвешивает» его на ладонях своих рук.
Упражнения по сравнению масс предметов, в свою очередь, способствуют совершенствованию тактильно-кинестетического анализатора. Под воздействием тяжести предмета у ребенка возникают еще и сенсорные ощущения. Психологическая наука доказывает связь между процессом знакомства с массой предметов и развитием умственных и математических способностей личности.
В каждой возрастной группе этот процесс происходит по-разному. В младшей группе дети ограничиваются тем, что перебирают один предмет за другим, перекладывая с одного места на другое. Не могут они еще выделять и устанавливать связи и отношения между предметами по их массе, строить сериационный ряд. Дети средней группы уже принимают образец как мерку для сравнения. Они выделяют отношения между предметами по массе; выбирают самый тяжелый (легкий) и ставят объекты друг за другом по данному признаку. У старших дошкольников появляется стремление словесно обозначить массу, развивается умение сравнивать массы предметов по образцу, который служит эталоном.
Обучение детей умению различать предметы по массе связывается с развитием количественных представлений по мере готовности ребенка к восприятию данной информации.
Таким образом, развитие у дошкольников представлений о массе предметов и способах её измерения зависит от их возрастных особенностей, от степени развития их сенсорики, восприятия и методов обучения.
Статьи о педагогике:
Проблема готовности будущих учителей к творческой музыкально-эстетической деятельности
Условием формирования целостной личности школьника является гармоническое сочетание умственного, физического, нравственного, эстетического воспитания и развития. Роль искусства как фактора воздействия на процесс формирования личности была признана с древнейших времен. Музыка на протяжении столетий ...
Психологические особенности дошкольников
За последние годы возрастной порог начала обучения английскому языку все больше снижается. Как правило, ребенок четырех лет считается уже вполне подготовленным к занятиям, некоторые родители стремятся отдать в группы английского языка трехлетних детей. Как к этому относиться, и какой возраст считат ...
Психолого-педагогическая сущность формирования положительного отношения младших
школьников к миру труда и профессий
Выявление психолого-педагогической сущности формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий начнём с выявления сущности понятий, составляющих основу проблемы нашего исследования. По мнению С. П. Баранова, «и общественное признание, и материальное благосостояние чел ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

