Эмпирическое исследование особенностей обучения детей с задержкой психического развития в инклюзивной школе
Коррекционное учреждение VII вида обучает и воспитывает детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
Приоритетные направления ГОУ
▪ Реализация дифференцированного и индивидуального подхода в развитии личности ребенка с ЗПР с целью коррекции уже имеющихся отклонений в развитии;
▪ Создание оптимально комфортных психолого-педагогических условий для развития эмоционально-волевой и познавательной сферы и для успешной реабилитации детей с ЗПР;
▪ Реализация образования и воспитания в рамках государственной программы для учащихся с ЗПР.
Основные направления работы школьного педагога-психолога: те же, что и у психолога общеобразовательной школы.
Организация исследования. Исследование проводилось методами:
Метод сбора информации
▪ изучение документации на ребенка (анамнез, педагогическая характеристика);
▪ наблюдение за ребенком;
▪ беседа с ребенком, его родителями, учителями;
▪ тесты.
Метод тестирования представляет собой психологическую диагностику посредством стандартизированных заданий (вопросов, задач). Слово «тест» имеет английскую этимологию и в русском переводе означает «испытание» А Шуберт (1927) определял тесты как краткие экспериментально-психологические приемы, которые применяются в каких-либо практических целях для выяснения особенностей личности или, иначе, индивидуальных особенностей ее поведения (задача «психодиагностики»), причем подобное выяснение имеет в виду практическую цель – более рационального воздействия на данную личность (задача «психотехники») (Усанова, 2006).
Процесс тестирования в нашем исследовании разделен на три этапа: выбор теста, его проведение и интерпретация результатов.
Метод анкетирования направлен на получение информации о человеке или группе путем опосредованного общения, обследуемый отвечает на вопросы экспериментатора, заполняя анкету. В нашем исследовании проводилось анкетирование педагогов, участвующих в инклюзивном обучении и родителей детей с задержкой психического развития.
В качестве контекстных показателей, которые используются для объяснения полученных результатов в ходе обследования первоклассников, были выделены следующие:
1. Характеристики классов (число учащихся в классе);
2. Характеристики учащихся: демографические характеристики первоклассников, участвовавших в эксперименте (возраст, пол);
3. Информация о семьях учащихся (уровень образования родителей учащихся; состав семьи).
Характеристика участников исследования
В исследовании приняло участие 13 детей с задержкой психического развития, обучающихся в инклюзивных классах общеобразовательной школы, 10 детей с задержкой психического развития, обучающихся в первых классах специальной коррекционной школы и 10 детей с развитием в норме, обучающихся в первых классах общеобразовательной школы, 30 родителей этих детей.
Дети с задержкой психического развития, обучающиеся в инклюзивных классах: 7 мальчиков
ГОУ СОШ № 518
1 «а» класс: 12 детей с развитием в норме, 3 ребенка с диагнозом ЗПР.
1 «б» класс: 10 детей с развитием в норме, 4 ребенка с диагнозом ЗПР;
1 «в» класс: 12 детей с развитием в норме, 3 ребенка с диагнозом ЗПР;
1 «г» глас: 12 детей с развитием в норме, 3 ребенка с диагнозом ЗПР.
Дети, обучающиеся в инклюзивных классах с нормальным развитием:
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
возраст |
1 |
Лена М |
7 лет |
2 |
Андрей П. |
7 лет |
3 |
Игнат К. |
7 лет |
4 |
Кирилл А. |
7 лет |
5 |
Маша Ж. |
7 лет |
6 |
Елена П. |
7 лет |
7 |
Сергей С. |
7 лет |
8 |
Миша Р. |
7 лет |
9 |
Дима Ф. |
7 лет |
10 |
Ева Х. |
7 лет |
Статьи о педагогике:
Основные задачи и методы педагогического
эксперимента
Обучение алгебре, как и любому учебному предмету, может стать средством формирования личности, если учителю удаётся правильно организовать свой труд, грамотно, квалифицированно анализировать индивидуальные особенности учащихся. Планируя индивидуальные задания, составляя проверочные работы разных ур ...
Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних
Изучение и профилактика преступности среди учащихся общеобразовательных школ, а так же правовое воспитание не может успешно осуществляться без исследования мотивов преступного поведения, поскольку как отметила В.А. Березина, «мотив непосредственно связан с личностью и ее особенностями, склонност ...
Анализ и полученные результаты практической реализации
программы «ОПК» в условиях МАОУ СОШ №3 г-к Анапа п. Витязево
Хороший духовный рост заметен у учащихся 5-х классов, начавших изучение модуля в 2012 году. Дети стали активными участниками в проведении православных праздников в храме и школе, школьных научно-практических конференциях. На уроках ребята знакомятся с нравственными и духовными основами православия. ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования