Описание образовательных результатов в логике компетентностного подхода
Характеризуя сущностные признаки компетентности человека, следует иметь в виду, что они:
- постоянно изменяются (с изменением мира, с изменением требований к «успешному взрослому»);
- ориентированы на будущее (проявляются в возможностях организовать свое образование, опираясь на собственные способности, с учетом требований будущего);
- имеют деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях);
- проявляются в умении осуществлять выбор исходя из адекватной оценки Себя в конкретной ситуации;
- связаны с мотивацией на непрерывную самообразовательную деятельность.
Компетентностный подход соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом (в конструировании содержания образования и систем контроля его качества) к системе ключевых компетенций.
В документах по модернизации общего образования пока нет четкой позиции по поводу того, какой термин следует использовать: «компетенция» или «компетентность», так как термин «competence» имеет иностранное происхождение, и его трактовка часто зависит от перевода. Однако в научных исследованиях указывается на неоднозначность этих терминов. Понятие «компетенция» означает круг вопросов, в котором то или иное лицо (компетентное) обладает познаниями и опытом. Компетенция рассматривается в качестве основы (базы) для дальнейшего формирования и развития компетентности. Понятие «компетентность» вообще не имеет однозначного толкования. Однако чаще всего компетентность обозначается, как способность личности осуществлять сложные культуросообразные виды действий.
Итак, компетентность - это проявленная компетенция человека. Компетентность может включать в себя набор компетенций, которые обнаруживаются в различных сферах деятельности.
В документах по модернизации российского образования предполагается, что в число формируемых и развиваемых ключевых компетенций школьников должны войти информационная, социально-правовая, и коммуникативная компетенции. Такое определение ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО — научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни). Вместе с тем указанный выше подход соответствует и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность).
Ключевые компетенции многомерны, т. е. они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также здравый смысл. Исключительно важно, что все эти компетенции реализуются в трех типах действия:
- действовать автономно и рефлексивно;
- использовать различные средства интерактивно;
- входить в социально гетерогенные группы и функционировать в них.
В структуре ключевых компетенций, по мнению разработчиков проекта модернизации общего образования, должны быть представлены:
- компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знания из различных источников информации, в том числе внешкольных;
- компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
- компетенции в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
- компетенции в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.);
Статьи о педагогике:
Анализ деятельности ДОУ «Солнышко» по патриотическому воспитанию
дошкольников
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Махневский детский сад №1» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей (МКДОУ «Махневский детский сад №1» общеразвивающего вида). Целью МКДОУ «Махневский детский сад №1» являет ...
Теоретические основы использования игры в процессе обучения
Слово "игра", "играть" в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово "игра" употребляется в значении развлечения, в переносном значении. Е.А. Поправский говорит, что понятие об "игре" вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слов ...
Мотивационные элементы в преподавании школьных математических дисциплин
Варианты построения школьных математических дисциплин, с точки зрения характера используемого дедуктивного аппарата, претерпевали различные изменения. Характерной чертой целенаправленного применения рассматриваемого подхода, важной в мотивационном отношении, является ориентация на активное участие ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования