Описание образовательных результатов в логике компетентностного подхода

Перспективы образования » Оценивание результатов обучения в школе » Описание образовательных результатов в логике компетентностного подхода

Страница 3

- компетенции в сфере культурно-досуговой деятельности (выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Пытаясь прояснить природу компетентности, следует четко уяснить, что нельзя оценивать способности человека вне связи их с субъективно значимыми для него целями. Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, т. е. при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности.

Поэтому если учитель хочет в качестве образовательного результата иметь компетентных учеников, он должен не принуждать, а мотивировать их к выполнению той или иной деятельности.

Компетентностный подход ведет к изменению профессиональных целей и задач учителя, который должен не столько научить предмету, сколько помочь ученику реализовать себя в мире. Меняется позиция учителя: определяющей становится «педагогическая поддержка» ученика, согласование педагогических интересов с интересами ребенка, поддержка в ребенке стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке.

Из приведенных рассуждений о природе компетентности следует, что бессмысленно отдельно оценивать компоненты деятельности. Нельзя адекватно оценить «способность находить новые подходы к анализу чего-либо», отделив ее от удовлетворения, которое человек получает от этого занятия, а также от его настойчивого стремления превратить смутные догадки в ясно выраженные мысли. Эти компоненты не только взаимосвязаны, но и взаимодополняют друг друга.

Невозможно оценивать способности вне зависимости от ценностей человека. Отсюда следует, что необходимо принять двухэтапную процедуру для оценки компетентности. Мы должны сначала выяснить, какой тип поведения ценен для человека, и только потом оценивать его способность свести воедино различные потенциально важные когнитивные, эмоциональные и волевые усилия ради успешного осуществления деятельности.

И как бы ни решался вопрос о наборе ключевых компетентностей (или компетенций) в системе российского общего образования, по мнению разработчиков стратегии модернизации, можно предположить, что в каждой из принятых ключевых компетентностей возможно выделить три основные составляющие, подлежащие оценке:

- знания и умения в овладении основными понятиями и процедурами данной сферы;

- ситуационное поведение, обусловливающее корректные действия человека при возникновении тех или иных ситуаций;

- способность к осмысливанию и оцениванию возникших ситуаций, в том числе самого себя как действующего участника ситуаций (рефлексивная составляющая деятельности).

Особо следует оценивать сугубо индивидуальный творческий компонент. В этом случае предполагается фиксировать индивидуальные результаты отдельной строкой в документах, выдаваемых выпускнику общеобразовательного учреждения, где указываются творческие успехи.

Рассмотрим подробнее один из объектов оценивания — ситуационное поведение как наименее часто оцениваемый в современном образовании объект.

Ситуационное поведение — это принятие решения, зависящее от конкретных условий, и представляющее собой реализацию внутренних факторов выбора. На ситуационное поведение в значительной степени оказывают влияние ранее сформированные способности и интересы личности. Принципиальное значение имеет наличие установок, выражающих собой готовность личности принимать важные решения. Эти установки связаны, с одной стороны, с объективными требованиями самих ситуаций выбора, и, с другой — с уже имеющимся личностным опытом решения жизненных задач, который приводит к образованию в структуре личности «комплекса компетентности», реализующегося при столкновении с новыми классами задач и обусловливающего характер конкретного решения (уровень притязаний, настойчивость в реализации, контроль за результатами и пр.).

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности
Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности. Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не времен ...

Особенности обучения иностранному языку на начальном этапе обучения
Младший школьный возраст (7-11 лет) является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком. Пластичность природного механизма усвоения языка, имитационные способности, природная любознательность и пытливость, яркость воображения, потребность в познании нового, отсутствие так называемого & ...

Творчество и творческие способности
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается "проблемой века". Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать "теорию творчества". Творчество трактуется как социальн ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru