Описание образовательных результатов в логике компетентностного подхода

Перспективы образования » Оценивание результатов обучения в школе » Описание образовательных результатов в логике компетентностного подхода

Страница 3

- компетенции в сфере культурно-досуговой деятельности (выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Пытаясь прояснить природу компетентности, следует четко уяснить, что нельзя оценивать способности человека вне связи их с субъективно значимыми для него целями. Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, т. е. при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности.

Поэтому если учитель хочет в качестве образовательного результата иметь компетентных учеников, он должен не принуждать, а мотивировать их к выполнению той или иной деятельности.

Компетентностный подход ведет к изменению профессиональных целей и задач учителя, который должен не столько научить предмету, сколько помочь ученику реализовать себя в мире. Меняется позиция учителя: определяющей становится «педагогическая поддержка» ученика, согласование педагогических интересов с интересами ребенка, поддержка в ребенке стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке.

Из приведенных рассуждений о природе компетентности следует, что бессмысленно отдельно оценивать компоненты деятельности. Нельзя адекватно оценить «способность находить новые подходы к анализу чего-либо», отделив ее от удовлетворения, которое человек получает от этого занятия, а также от его настойчивого стремления превратить смутные догадки в ясно выраженные мысли. Эти компоненты не только взаимосвязаны, но и взаимодополняют друг друга.

Невозможно оценивать способности вне зависимости от ценностей человека. Отсюда следует, что необходимо принять двухэтапную процедуру для оценки компетентности. Мы должны сначала выяснить, какой тип поведения ценен для человека, и только потом оценивать его способность свести воедино различные потенциально важные когнитивные, эмоциональные и волевые усилия ради успешного осуществления деятельности.

И как бы ни решался вопрос о наборе ключевых компетентностей (или компетенций) в системе российского общего образования, по мнению разработчиков стратегии модернизации, можно предположить, что в каждой из принятых ключевых компетентностей возможно выделить три основные составляющие, подлежащие оценке:

- знания и умения в овладении основными понятиями и процедурами данной сферы;

- ситуационное поведение, обусловливающее корректные действия человека при возникновении тех или иных ситуаций;

- способность к осмысливанию и оцениванию возникших ситуаций, в том числе самого себя как действующего участника ситуаций (рефлексивная составляющая деятельности).

Особо следует оценивать сугубо индивидуальный творческий компонент. В этом случае предполагается фиксировать индивидуальные результаты отдельной строкой в документах, выдаваемых выпускнику общеобразовательного учреждения, где указываются творческие успехи.

Рассмотрим подробнее один из объектов оценивания — ситуационное поведение как наименее часто оцениваемый в современном образовании объект.

Ситуационное поведение — это принятие решения, зависящее от конкретных условий, и представляющее собой реализацию внутренних факторов выбора. На ситуационное поведение в значительной степени оказывают влияние ранее сформированные способности и интересы личности. Принципиальное значение имеет наличие установок, выражающих собой готовность личности принимать важные решения. Эти установки связаны, с одной стороны, с объективными требованиями самих ситуаций выбора, и, с другой — с уже имеющимся личностным опытом решения жизненных задач, который приводит к образованию в структуре личности «комплекса компетентности», реализующегося при столкновении с новыми классами задач и обусловливающего характер конкретного решения (уровень притязаний, настойчивость в реализации, контроль за результатами и пр.).

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Система управления института
Организационная и управленческая деятельность Института осуществляется на основе требований, предусмотренных Лицензией на право осуществления образовательной деятельности, определяется законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Уставом Института и стро ...

Значение театрализованных игр в решении задач эстетического воспитания старших дошкольников
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связ ...

Разработка элементов среды для развития детского изобразительного творчества
Исследовательская работа была проведена на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 17 «Родничок» пос. Иноземцево. Это типовое здание расчитанное на 198 лиц. В детском саду функционируют: группы раннего возраста (3 группы); общеобразовательны ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru