Религиозное воспитание в системе социального воспитания

Страница 2

-многообразность, что предполагает предоставление людям возможности участия в разных видах деятельности, увеличивая их жизненные шансы.

Муниципальная система социального воспитания более или менее эффективно влияет на позитивную социализацию детей, подростков, юношей в зависимости от того, насколько осознанно и целенаправленно она создается и развивается муниципальными органами власти и в какой мере в этом процессе участвует местное население.

Социальное воспитание зародилось еще в античные времена, но научное обоснование этот термин получил только в конце XIX - начале XX в. О социальном воспитании и его влиянии на учебно-воспитательный процесс в школе высказывались русские педагоги, философы, писатели К.Д. Ушинский, Н.Ф. Федоров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский.

В настоящее время под социальным воспитанием понимается составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности. В психологическом плане социальное воспитание представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого (в том числе социальных институтов и индивида), в результате чего происходит осознание индивидом и корректировка значимых для него ценностей, потребностей, мотивов, норм, привычек поведения и развитие общественно значимых качеств личности. Социальное воспитание тесно связано с обучением, общим и профессиональным образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием и самовоспитанием.

Возрождение интереса к феномену социального воспитания в педагогической науке происходит в 70-90-х гг. XX в. и связано с актуализацией проблем социализации и социальной адаптации (Б.Н. Алмазов, В.Г. Бочарова, З.А. Галагузова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов и др.), этнопедагогики (Д.М. Абдуразакова, Г.Н. Волков), теории воспитательных систем (В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Семенов и др.), развития социально-педагогических функций школы (В.А. Мясников). В это время появились исследования структуры среды, управления процессом взаимодействия детей со средой, интеграции и педагогизации воспитательного потенциала среды (Ю.С. Бродский, А.Т. Куракин, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов). Наряду с исследованиями общего характера стали накапливаться знания о конкретных составляющих социального воспитания в работах В.Г. Бочаровой, А.М. Мудрика, М.М. Плоткина и др.

Социальное воспитание, по мнению А.В. Мудрика, это взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.

Исторически социальное воспитание в разных государствах носило разный характер и имело разное влияние на общество в целом. Оно могло иметь форму семейного, религиозного (конфессионального), социального (коммунистического) воспитания. Несколько позже выделяются его формы коррекционного (в пенитенциарной системе) и диссоциального или контркультурного (мафиозного) воспитания.

Семейное воспитание представляет собой более или менее осмысленные усилия одних членов семьи по взращиванию других в соответствии с имеющимися у них представлениями о том, какими должны быть их сын, дочь, муж, жена, зять, невестка. То есть семейное воспитание осуществляется в семье.

Религиозное воспитание представляет собой процесс индоктринизации мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и вероучительным принципам определенной конфессии. Религиозное воспитание может осуществляться как в специально созданных учреждениях, так и в других местах. Например, в дореволюционной России социальное воспитание носило характер христианского воспитания в школах и гимназиях, а семейное воспитание также было в большинстве случаев – христианским.

В настоящее время, по мнению многих учёных, при социальном воспитании «взращивание человека происходит в процессе планомерного предоставления условий для его позитивного (с точки зрения общества и государства) развития и создания определенной ценностной ориентации. Социальное воспитание осуществляется в специально созданных воспитательных организациях (от домов ребенка и детских садов до школ, вузов, центров социальной помощи и пр.), а также во многих организациях, для которых функция воспитания не является ведущей, а нередко имеет латентный характер (в армейских подразделениях, политических партиях, многих корпорациях и пр.)»

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Занятия природоведческого содержания как основная форма организации детей при ознакомлении с природой
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения ...

Обучение младших школьников навыкам самообслуживания
Обучение младших школьников простейшим навыкам самообслуживания проходит в семье младшего школьника и в процессе учебной и внеклассной работы в школе. Подробнее остановимся на этом направлении работы. Правильное воспитание заключается в том, чтобы постепенно привлекать школьников к посильной и разн ...

История формирования городов
Города Курска возникали разновременно и по разным причинам. Одни представляли собой пограничные укреплённые пункты, города-крепости. Это Курск, Рыльск, Обоянь, Суджа. Большинство этих городов было основано в конце 16 или в 17 веке. Только Курск и Рыльск основаны раньше. Городу Судже пришлось быть б ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru