Особенности развития внимания первоклассников

Страница 4

Крутецкий отметил следующее: внимание первоклассника неустойчиво, отличается частым непроизвольным перемещением с одного объекта на другой

Первокласснику трудно распределить внимание. Если он увлекся учебной работой, то одновременно контролировать свое поведение часто не в состоянии и поэтому разговаривает вслух, вскакивает с места, отвечает без вызова учителя, принимает неправильные и некрасивые позы. Возрастная особенность внимания первоклассника – сравнительная слабость произвольного внимания.

Значительно лучше в этом возрасте развивать непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников без всяких усилий с их стороны.

К возрастным особенностям внимания, считает Крутецкий, относится и его

сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники ещё не умеют длительно сосредоточиться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна.

По мнению Мухиной В. С., младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.

Мухина отметила: хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

И добавила, что первоклассники способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и ориентации высокой мотивации.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Возрастная особенность внимания младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены.

Произвольное внимание развивается вместе с развитием общественно значимых мотивов учения, ростом осознания своей ответственности за успех учебной деятельности.

Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Младшие школьники могут упустить важные и существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают детей своими интересными деталями.

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость, неумение длительно сосредоточиваться на работе, особенно на однообразной и неинтересной, отвлечение внимания. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении.

Отсюда вытекает одна из важных задач учителя: использовать такие педагогические условия при проведении различных экскурсий, которые будут способствовать развитию произвольного, устойчивого внимания детей.

В. А. Крутецкий считает, что развитию внимания первоклассников способствует метод планомерного и систематического наблюдения за какими – либо явлениями или объектами.

Также Крутецкий отметил: наблюдение учащихся 1 – 2 –х классов может быть значительно улучшено, если оно будет совершаться под руководством и с помощью взрослых.

Лишь в процессе школьного обучения ребёнок систематически приучается к наблюдению как целенаправленной, планомерной и организованной деятельности.

У первоклассников самостоятельный анализ наблюдаемого проводится беспорядочно, отсутствуют плановость, системность наблюдения, нет попыток отделить существенное от несущественного.

В. А. Крутецкий отметил следующее: развитию наблюдательности школьников чрезвычайно способствует правильная организация их наблюдений за погодой, природой, развитием растений, поведением животных. При проведении экскурсий, туристических походов, посещении музеев и выставок следует побуждать школьников обращать внимание на характерные детали и различные особенности предметов и явлений, сопоставлять и сравнивать их, усматривать их различие и сходство, замечать их связи и отношения.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.

Подлинное развитие и совершенствование ощущений у ребёнка возможно только в том случае, если он сам будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успехов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе
К проблемам Детства обращаются такие ученые как В.Г Безносов, А.А. Грекалов, В.П. Зеньковский, А.П. Желобов, В.А. Хушелев, С.Д. Лихачев, К.В. Султанов, В.П. Щербаков и другие, изучал феномен «Философии Детства», где ребенок – будущий полноправный член социума, органично адаптированный к нему, котор ...

Использование дифференцированного подхода на уроках математики как основа формирования индивидуализма ребенка
Принимая во внимание индивидуальные особенности учащихся применяю технологию дифференциации. Дифференцированный подход – форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них значимых для учебного процесса общих качеств (уровня спо ...

Женское образование в России в конце XIX начале XX веке
К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на средства частных лиц и общественных просветительских организаций. Особой известностью пользовались Харьковская женская воскресная школа Х.Д.Алчевской, воскресные школы на Шлиссельбургском тракте в Петербурге, Тифлис ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru