Особенности развития внимания первоклассников

Страница 2

Подлинное развитие и совершенствование ощущений у ребёнка возможно только в том случае, если он сам будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успехов.

И. В. Дубровина отметила, что ощущения являются простейшими, но очень важными психическими познавательными процессами. Они сигнализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме.

Ощущения, считает Дубровина, - начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаём величину, форму, цвет, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений.

Так же Дубровина выделяет следующие виды ощущений:

- зрительные ощущения;

- слуховые ощущения;

- обонятельные ощущения;

- вкусовые ощущения;

- 9 -

- осязательные (кожные) ощущения;

- двигательные ощущения;

- органические ощущения.

Чувствительность, т.е. способность иметь ощущения, врождённа и является безусловно рефлекторной. Ребёнок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Всё богатство человеческих ощущений есть результат развития и воспитания.

Развитие ощущений, заключила Дубровина, происходит в связи с практической, прежде всего трудовой деятельностью человека и зависит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств.[16 восприятия, непредвзятость, и субъективный тип, когда восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается человеком.

В. С. Мухина отметила, что первые годы жизни ребёнка сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период у детей появляется чутьё к языковым явлениям. В детские годы развитие речи идёт в двух основных направлениях: во – первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во – вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, а также мышления).

К моменту поступления в школу, считает В. С. Мухина, словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни. Однако ребёнок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой. У ребёнка с развитой речью наблюдаются речевые средства, которые он присваивает от взрослых и использует в своей контекстной речи. Не смотря на это, даже очень хорошо развитая речь семилетнего ребёнка – это детская речь.

Так же следует обратить внимание на особенности развития письменной речи первоклассников.

В. А. Крутецкий рассматривает особенности развития письменной речи первоклассников следующим образом: несмотря на то, что письменная речь имеет много общего с устной речью, она имеет специфически ей присущие характеристики. Письменную речь, считает Крутецкий, можно строить более произвольно, написание всегда перед нашими глазами. По той же причине письменную речь легче понимать. Однако, с другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, потому что человек не может придать письменной речи (в той степени, как устной) эмоциональную окраску, сопроводить её необходимыми жестами.

В «Психологии» В. А. Крутецкого понятие «мышление» толкуется, как процесс опосредованного и обобщённого познания (отражения) окружающего мира. Крутецкий отметил, что способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребёнка, развития его познавательной деятельности.

В. С. Мухина считает, что ребёнок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «как?» и «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своём воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно – образным. Конечно, первоклассник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст восприимчив к обучению, опирающемуся на наглядность.

Мышление ребёнка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определённых проблемных ситуаций, считает Крутецкий.

Ж. Пиаже, характеризуя данный период развития ребёнка, называет его стадией конкретных операций, с предметами. Главной особенностью данного периода является то, что умственные операции, совершаемые ребёнком, становятся теперь обратимыми. Первоклассники осваивают различные понятия сохранения и начинают выполнять другие логические манипуляции. Например, они могут распределять объекты по их признаку, например, по высоте и весу.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Конспект урока математики для учащихся 5 класса на тему «Сравнение десятичных дробей» с использованием презентации
урок математика обучение презентация Тема урока: «Сравнение десятичных дробей». Цель: - образовательная: изучение правила сравнения десятичных дробей, формирование умений учащихся пользоваться правилом сравнения десятичных дробей. - развивающая: развитие памяти, внимания, логического мышления, вооб ...

Программа развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Рабочая программа «Чудеса в ладошке» по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нра ...

Понятие эстетического воспитания дошкольников и его особенности и средства в дошкольном возрасте
В современном обществе наблюдается кризис духовной составляющей человека. Меняется система ценностей, высокий уровень технических разработок предлагает населению все более новые изобретения, в том числе это касается и компьютерных технологий, которые зачастую становятся неотъемлемой частью жизни ре ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru