Совместная игровая деятельность дошкольников как средство развития взаимоотношений
Анализ планов учебно-воспитательной работы показывает, что очень часто между содержанием занятий но ознакомлению с окружающей действительностью и наблюдениями вне занятий (утром, на прогулках) и игровой деятельностью детей нет никакой связи. Зачастую эти наблюдения случайны, не продуманы и мало дают для общего развития ребенка, расширения его кругозора, развития познавательных и игровых интересов. Недостаточно устанавливается связь между обучением на занятиях, творческими играми и трудом детей, направленным на удовлетворение нужд игры.
Чтобы организовать деятельность воспитателя по руководству играми, целесообразно после изучения игровых интересов и уровня развития творческих игр в своей группе составить перспективный план развития игр в течение года, в котором наметить темы характерных игр, в каком объеме и как их развивать. Кроме того, воспитатель, конкретизируя перспективный план, составляет тематические планы учебно-воспитательной работы, обуславливающей развитие характерных игр в определенной возрастной группе. В настоящем пособии приводятся примеры только тематических планов.
Тематическое планирование используется наравне с традиционным. Оно может охватывать несколько занятий из одного раздела или смежных разделов программы в течение одной — четырех недель. Строго зафиксированного времени для определенной игровой темы не может быть. Если у детей по их инициативе возникла интересная и полезная в воспитательном отношении игра, то воспитатель может и подождать с предложением намеченной игровой темы.
Тематическим планом охватываются только те разделы программы, которые способствуют обогащению содержания сюжетно-ролевых и строительных игр (ознакомление с окружающим, детская литература, некоторые занятия по конструированию, отдельные музыкальные и подвижные игры). Работа по остальным разделам ведется традиционно. Такое планирование обеспечивает концентрированную подачу материала в течение небольшого отрезка времени с целью поддержания и развития интереса к той или иной игре, бытующей в группе. В соответствии с ведущим игровым интересом тематическое планирование должно включать конкретные наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни, экскурсии в природу, подбор соответствующей художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций; тематику конструирования, лепки, аппликации и рисования; игрушки и атрибуты для развития игры (отметить, какие из них необходимо приобрести в магазине, какие изготовить заранее с помощью родителей, какие — совместно с детьми в процессе игры). Естественно, что в ходе игры у детей может возникнуть потребность в таких атрибутах, которые нельзя предвидеть заранее. В таких случаях воспитатель должен поддержать инициативу детей, помочь в изготовлении или замене другими предметами и этим самым поддержать интерес к игре, не дать ей угаснуть.
Руководство же игровыми действиями производится непосредственно воспитателем в период игры в определенной мере интуитивно. Воспитатель опирается на знание индивидуальных и возрастных особенностей детей, конкретную ситуацию, опыт, такт и педагогическое мастерство. Прежде всего руководство играми состоит в целенаправленном воздействии на решающие моменты в развитии игр: выбор темы игры, развитие замысла, обогащение содержания.
Педагог может предложить тему игры, но нельзя ее навязывать. Игрой следует увлечь, вызвать у ребенка положительное отношение к игровой деятельности. Воспитатель должен отвлечь детей от нежелательных игр, убедив детей в их отрицательном значении. Руководство развитием игры требует, чтобы воспитатель помог детям обогатить игру высоконравственным содержанием, максимально насытить ее соответствующими действиями, при распределении ролей по возможности всех удовлетворить и вместе с тем поставить каждого ребенка в позицию, наиболее благоприятную для формирования его личности. Чтобы закрепить воспитательное воздействие игры, необходимо во время игры привлекать внимание детей не только к воображаемому смыслу игровых ролевых действий, например "пограничники охраняют границу", но и к реальным усилиям, проявленным в игре ("пограничник (Сережа) долго в лесу простоял один, хотя было страшно"). Благодаря этому дети уже в ходе игры почувствуют радость победы и удовлетворение от реальной ценности свершенных в игре действий. Повторение привычной игровой формы поведения в других видах деятельности постепенно способствует формированию нравственной стороны личности, так как, побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек — привычных способов нравственного поведения, превращаясь в привычку, они становятся "второй натурой" человека.
Статьи о педагогике:
Рекомендации по организации
итоговой аттестации в форме тестирования
Аттестация в форме тестирования предполагает получение широкого диапазона результатов обучения. Такой тест можно считать суммирующим. Предлагаемая система тестирования сформирована с учетом важных критериев: широта охвата материала курса, сложность и представительность выборки. Как и любая другая ф ...
Понятие и сущность воспитательной системы
Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и компонентов она состоит? Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и сп ...
Эвристический метод решения задач и его понятие
Фридман Л. М. говорит, что для нестандартной задачи в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих программу решения такой задачи. Однако многие выдающиеся математики и педагоги нашли ряд общих указаний-рекомендаций, которыми следует пользоваться при решении нестандартных зада ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования