Обучение компьютерному моделированию в школьном курсе информатики

Страница 5

История моделирования насчитывает тысячи лет. Человек рано оценил и часто использовал в практической деятельности метод аналогий. Моделирование прошло долгий путь - от интуитивного аналогизирования до строго научного метода.

Прежде чем начать обучение моделированию, необходимо сконцентрировать внимание учащихся на актуальность изучаемого: человек издавна использует моделирование для исследования объектов, процессов, явлений в различных областях. Результаты этих исследований служат для определения и улучшения характеристик реальных объектов и процессов; для понимания сути явлений и выработки умения приспосабливаться или управлять ими; для конструирования новых объектов или модернизации старых. Моделирование помогает человеку принимать обоснованные и продуманные решения, предвидеть последствия своей деятельности. Благодаря компьютерам не только существенно расширяются области применения моделирования, но и обеспечивается всесторонний анализ получаемых результатов.

Изучая раздел "Формализация и моделирование", учащиеся знакомятся с его основами. Ученики должны представлять, что такое модель и какие бывают виды моделей. Это необходимо для того, чтобы, проводя исследование, ученики сумели бы выбрать и эффективно использовать подходящую для каждой модели программную среду и соответствующий инструментарий.

Изучение раздела проходит по спирали: начинается с понятия "объект".

Объект - некоторая часть окружающего нас мира, которая может быть рассмотрена как единое целое.

Свойства объекта - совокупность признаков объекта, по которым его можно отличить от других объектов.

После систематизации понятий, связанных с объектом, происходит плавный переход к понятиям модель, моделирование, классификация моделей.

Термины "модель", "моделирование" являются неразрывно связанными, поэтому целесообразно обсуждать их одновременно.

Слово "модель" произошло от латинского слова modelium, которое означает мера, образ, способ и т.д. Его первоначальное значение было связано со строительным искусством, и почти во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образа, или прообраза, или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью.

В толковом словаре "Информатика" под моделью понимается "реальный физический объект или процесс, теоретическое построение, информационный образ, представляющие какие-либо свойства исследуемого объекта, процесса или явления".

В философской литературе можно найти близкие по смыслу определения, которые обобщаются так: "Модель используется при разработке теории объекта в том случае, когда непосредственное следование его не представляется возможным вследствие ограниченности современного уровня знания и практики. Данные о непосредственно интересующем исследователя объекте получаются путем исследования другого объекта, который объединяется с первым общностью характеристик, определяющих качественно-количественную специфику обоих объектов".

В схожем определении В.А. Штоффа можно выделить такие признаки модели:

· это мысленно представляемая или материально реализуемая система;

· она воспроизводит или отображает объект исследования;

· она способна замещать объекты;

· её изучение дает новую информацию об объекте.

А.И. Уемов [33] выделяет обобщенные признаки модели:

1. Модель не может существовать изолированно, потому что она всегда связана с оригиналом, то есть той материальной или идеальной системой, которую она замещает в процессе познания.

2. Модель должна быть не только сходна с оригиналом, но и отлична от него, причём модель отражает те свойства и отношения оригинала, которые существенны для того, кто её применяет.

3. Модель обязательно имеет целевое назначение.

Таким образом, модель - это упрощенный (в том или ином смысле) образ оригинала, неразрывно с ним связанный, отражающий существенные свойства, связи и отношения оригинала; система, исследование которой служит инструментом, средством для получения новой и (или) подтверждения уже имеющейся информации о другой системе.

Понятие модели относится к фундаментальным общенаучным понятиям, а моделирование - это метод познания действительности, используемый различными науками.

Моделирование - построение моделей для изучения объектов, процессов, явлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Характеристика функционального состояния организма школьников
С момента рождения ребёнка и до 16 лет сердце увеличивается больше, чем в 10 раз, причём рост размеров сердца идёт неравномерно в разные возрастные периоды. Наиболее интенсивный прирост сердца наблюдается на первом году жизни и в возрасте от 13 до 17 лет. За время пубертатного периода объём сердца ...

Средства и методы обучения старшего дошкольника измерению величины
Исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, педагогическая работа строится в определенной последовательности. Тарунтаева Т.В. отмечает, что в начале формируется представление о величине как пространственном признаке предмета. Детей учат выделять данный признак наряду с другим ...

Психолого-педагогический аспект природоведческой работы с детьми дошкольного возраста
Идея о первичности эмоциональной связи ребенка с природным окружением высказывалась еще известными педагогами К. Д. Ушинским и В. А. Сухомлинским. В работах современных исследователей — Н.Н.Кондратьевой, С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой и др. — также отмечается важность идеи развития эмоционально-положи ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru