Понятие, виды, и мотивы противоправного поведения школьников

Перспективы образования » Правовое воспитание детей с противоправным поведением » Понятие, виды, и мотивы противоправного поведения школьников

Страница 2

Рассмотрим такое негативное явление, как присвое­ние детьми и подростками чужих вещей. Оно отмечается уже у некоторых дошкольников и младших школьников и вызывается их недостаточной этической воспитаннос­тью или большой избалованностью.

В среднем школьном возрасте воруют педагогически запущенные подростки. У них своя «философия» на этот счет: красть у своих — нельзя, у чужих — можно. Надо отметить, что присвоение вещей другого человека у по­давляющего большинства правонарушителей — подрос­тков не связано с направленностью на личное обогащение. Обычно «отчуждения» бывают мелкие. Их часто соверша­ют в драке, хулиганском нападении на другого человека. Отобранные в таких обстоятельствах деньги и вещи — это «трофеи победителя». Они могут раздариваться товари­щам и знакомым, свидетельствуя о «подвигах» дарителя. Поэтому такие подростки не считают себя ворами и при задержании не испытывают стыда и унижения. Для них вор — это «жадина», действующий исключительно ради корыстной выгоды. Последнее подростками обычно пре­зирается. Присваивающие таким способом чужие вещи и деньги подростки часто считают себя храбрецами, мя­тежными и романтическими нарушителями спокойствия, но ни в коем случае не правонарушителями.

Весьма распространенным явлением бывает присвое­ние чужого подростками в деятельности игрового типа или по мотиву шалости. Так, с незапамятных времен из­вестны многочисленные случаи нашествия подростков на соседские сады, хотя яблок и других фруктов у них самих растет не меньше, и они вовсе в них не нуждают­ся. Это связано с повышенной потребностью подростков испытать и закалить себя в трудных и рискованных де­лах, почувствовать себя действенным членом компании сверстников и получить их одобрение.

Свои особенности имеет поведение школьниц, совер­шающих кражи. Некоторые девочки похищают чужие иг­рушки и привлекательные для них предметы, чтобы иг­рать ими наедине. Это происходит в тех семьях, где роди­тели лишают детей этих вещей. Девушки могут присваи­вать модные и красивые предметы женского туалета из желания хорошо одеваться и зависти к состоятельным под­ругам. Понятно, что в таких случаях обнаруживается, как правило, невысокий уровень культурного развития школь­ницы. Отмечаются также кражи при совместном прожива­нии в общежитии, в процессе обмена личными вещами. Значительно реже бывает соучастие в краже подруги, ко­торая желает получше одеться, или молодого человека, который хочет сделать ей «подарок» (В. Г. Степанов).

Более серьезные, сознательно организованные напа­дения разбойного типа (с целью овладения имуществом) в предшествующие десятилетия отмечались у подрост­ков и старшеклассников значительно реже. В последние годы они, к большому сожалению, заметно возросли.

Страницы: 1 2 


Статьи о педагогике:

Формирование лексических навыков
Различные данные позволяют выделить в лексическом навыке следующие компоненты: а) Слуховые и речевые следы от самого слова в их соотнесенности: благодаря последней осуществляется слуховой контроль за «формальной» правильностью слова. б) Соотнесенность слуховых и речедвигательных следов слова со зри ...

Особенности изображения человека или животных в детских рисунках, лепке
Образы, создаваемые детьми средней группы мало отличаются от того, что делают дети во второй младшей группе. Формы, которые они лепят или рисуют, продолжают оставаться неопределенными, во время занятий по замыслу темы неустойчивы, хотя более осмысленны. Неустойчивость задуманных тем можно объяснить ...

Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников
Поскольку в дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем, нахождение оптимальных способов включения ребенка в культуру и в систему социальных отношений является главной задачей реформы образования. Образование включает в себя две подсистемы: воспитание и обучение ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru