Современное применение технологии коллективного воспитания А.С. Макаренко

Страница 2

Интересен опыт 5-й школы г. Махачкалы. Организация производительного труда осуществляется на участке, выделенном заводом. Старшеклассники занимаются изготовлением разнообразных товаров народного потребления, получают специальности токаря, слесаря, столяра. После окончания школы им выдают удостоверение по соответствующим разрядам этой специальности. На средства, вырученные от реализации изделий ребят, школа приобрела компьютерный класс, построила мастерские ювелирного дела, оборудовала швейный цех и спортзал необходимым инвентарем, подготовила к работе керамический цех.

Дагестанская школа во многом восприняла традиции народной педагогики: коллективизм, глубокое понимание необходимости труда и глубокое уважение к людям труда, бережное отношение к его результатам.

«Теплый дом» (это название детского дома в Омской области) также использует в своей работе принципы технологии коллективного воспитания. Детский дом может полностью содержать себя (как в свое время колонисты Макаренко). Благодаря такому подходу появляется возможность лучше одеть и накормить детей, а также организовать интересный отдых. Ребята получают профессиональную подготовку. Среди выпускников можно встретить людей различных профессий: офицеры, профессора, люди различных рабочих специальностей и др.

Как и в колониях А.С. Макаренко, в «Тёплом доме» действует самоуправление. Работа построена на механизме самодеятельной инициативы детского коллектива.

Все, что делается – делается вместе. Не прерывается связь с теми, кто «окончил» детский дом.

В «Тёплый дом» нередко попадают трудные дети. Они постепенно исправляются и полностью вливаются в сложившийся дружный коллектив.

макаренко педагогический трудовой воспитание

Сделаем некоторые выводы относительно педагогического содержания труда в описанных условиях.

Чередование умственного и физического труда положительно действовало на воспитанников; в процессе трудовой деятельности у них вырабатывались ценные психофизические качества.

Наличие коллективной перспективы повышало интерес коммунаров к труду. Даже неинтересная работа, включенная в общий поток идеологически насыщенной жизни коллектива, становилась привлекательной для воспитанников.

Производительный труд привлекал коммунаров ощутимостью своих результатов и сравнительной быстротой их достижения. В условиях коммуны производительный труд был решающим условием приобщения бывших беспризорных детей к трудовой деятельности вообще.

По мере овладения рабочей специальностью, у коммунаров росла и крепла уверенность в невозвратимости прошлой жизни и в материальном благополучии после выхода из коммуны.

В производительном труде воспитанники коммуны приобретали специальные рабочие навыки и умения, знакомились на практике с технологией материалов, овладевали элементарными сведениями по технике и организации простейшего производства. В производительном труде рождались и возникали научные интересы, требовавшие широкого общего образования.

Представление о ценности человеческого труда расширялось у коммунаров благодаря широкой программе производства, далеко выходящей за пределы самообслуживания и удовлетворения личных потребностей. В сознании дзержинцев производительный труд приобретал значение общественно-полезной деятельности. Это сознание служило источником бережного и уважительного отношения к труду. Воспитание ответственного отношения к труду было постоянной заботой руководства, партийной и комсомольской организации коммуны.

Упражнения в различных видах деятельности, достигаемые соединением производительного труда с обучением, содействовали многостороннему развитию коммунаров.

Конечно, вряд ли получится сегодня в чистом виде реализовать технологию А.С. Макаренко. Бригадно-лабораторный метод обучения уже давно канул в лету, нет такого количества беспризорников, как в послереволюционное время, для которых такая стратегия воспитания была бы оправдана. Но её элементы встречаются, пожалуй, во всех образовательных и воспитательных учреждениях. Методика коммунарских сборов, например. Не случайно инициатор и основатель коммунарского движения И.П. Иванов, говоря об идейных истоках этой методики, ссылался на Макаренко. Получилась как бы игра по мотивам его воспитательной системы. Воспитательный коллектив, как живой организм с постоянными и временными отрядами, чёткое расписание, игровая и трудовая деятельность, традиции, общий сбор в качестве высшего органа самоуправления, почитание знамени, «завтрашняя радость» – всё это имеет прямую связь с идеями А.С. Макаренко. Элементы коллективного воспитания нередко встречаются в работе некоторых педагогов. Полагаясь на авторитет всего коллектива можно поощрить или наказать отдельных личностей, например. Традиции, перспектива, трудовые акции, самоуправление, собрания и др. есть практически в каждой школе.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Ценностные ориентации педагогов: социально-педагогический аспект
Для лучшего понимания социально-педагогической роли ценностных ориентаций учителей, их месте в образовании ребенка, нам следует рассмотреть понятия «школа» и «воспитание» в более широком социальном понятии. Школа – это сложный целостный социальный институт, который не сводим к простому объединению ...

Воспитание силовых способностей
Понятием "силовые способности" начали широко пользоваться в последние десятилетия для конкретизации представлений о силовых возможностях или о силе как об одном из физических качеств спортсмена. В исследованиях обнаружено, что различные типы силовых проявлений (например, в статических усл ...

Система управления института
Организационная и управленческая деятельность Института осуществляется на основе требований, предусмотренных Лицензией на право осуществления образовательной деятельности, определяется законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Уставом Института и стро ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru