Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой

Перспективы образования » Становление педагогики как науки » Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой

Страница 2

• исследование эффективных способов активизации и оптимиза­ции педагогического процесса, устранение перегрузки, укрепление здоровья учащихся;

• разработка условий повышения эффективности самообразова­ния и самовоспитания; исследование социальных и психолого-педа­гогических проблем молодежи;

• обоснование системы трудовой, политехнической и профессио­нальной подготовки учащихся на разных ступенях образования, уча­стия молодежи в общественно полезном производительном труде;

• исследование перспективных направлений подготовки и повы­шения квалификации учителей и преподавателей для разных звеньев непрерывного образования; обобщение и распространение передо­вого и новаторского педагогического опыта и инновационных про­цессов, изучение и удовлетворение реальных потребностей педаго­гической практики в научных разработках.

Проанализируем более подробно некоторые из названных приори­тетных направлений педагогической науки.

Сильное отставание обозначилось в области теоретико-методо­логических вопросов. Методология педагогики представляет собой осмысление исходных принципов, методов познания, исследователь­ских позиций и подходов ко всем общим и частным теоретическим и практическим вопросам, устанавливает характер взаимосвязи педа­гогики с другими общественными и естественными науками. Каж­дое теоретическое обобщение, научная концепция несут в себе в сня­том, обобщенном виде философско-методическое обоснование.

В условиях обновления общества особенно актуальны следующие методологические проблемы:

• сущность воспитания, обучения, педагогической деятельности как общественных явлений и педагогического процесса;

• предмет педагогики как общественной науки в условиях непре­рывного образования и общие законы воспитания, обучения, педаго­гической деятельности;

• диалектика взаимосвязи непрерывного образования и воспитания с развитием производительных сил и производственных отно­шений;

• диалектика взаимосвязи воспитания, обучения, педагогической деятельности и форм общественного сознания;

• диалектика становления детской личности как субъекта и объек­та воспитания;

• социально-педагогические противоречия как

источник развития ребенка и педагогического процесса;

• диалектика взаимосвязи национального, классового и

общече­ловеческого в гражданском воспитании;

• социальные, философские и психолого-педагогические основы формирования содержания образования;

• диалектика социального и биологического, целенаправленного и спонтанного в формировании детской личности;

• диалектика общего, особенного и индивидуального в формиро­вании личности;

• диалектика и логика педагогического мышления.

Требуют методологического осмысления и такие острые вопро­сы, как соотношение и взаимодействие личного и общественного ин­тересов; отказ от идеи всестороннего развития личности как отда­ленного идеала в пользу разностороннего развития; возвращение к педологии, ее теоретическим оценкам детей; включение моральных догм религии в духовные приоритеты педагогики. Практически не разрабатывается история советской школы и педагогики, особенно 30—80-х годов. Отсутствие исторических, научно обоснованных ис­следований этого периода порождает шаблонные стереотипы исто­рических оценок, субъективистские конъюнктурные толкования. Это не позволяет объективно оценить состояние современной педагоги­ческой науки, ее достижения и промахи, возродить к жизни неспра­ведливо забытые, замалчиваемые имена ученых-педагогов и их твор­чество, выявить подлинные причины и формы существования застоя в педагогике, избежать как самоуспокоенности, так и огульного очер­нительства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Разработка и апробация системы уроков с использованием ролевых игр для развития диалогической речи на уроках английского языка
На данном этапе исследования (в рамках формирующего этапа) было разработано и проведено 8 уроков, в течение которых использовались ролевые игры, направленные на развитие диалогической речи. Ролевые игры являли собой определенную ролевую ситуацию. Основными параметрами, определяющими характер ролево ...

Методика воспитания силовой выносливости
Существенное влияние на содержание и методику силовой подготовки спортсмена оказывает также характер требований, предъявляемых спортивной специализацией к его выносливости, особенно в видах спорта, отличающихся большой продолжительностью соревновательных упражнений. Главное место в силовой подготов ...

Система дополнительного образования
Весь мир нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий, формировании особого типа личностей, способных по-новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации, умеющих изобретать и творить во имя украшения собственной жизни и жизни други ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru