Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой

Перспективы образования » Становление педагогики как науки » Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой

Страница 5

физической, психической, эмоционально-волевой, деятельностно-практической сфер.

Новые подходы к понима­нию сущности основ наук, интегрированные курсы, интенсивные методы и технические средства обучения, усиление роли самообра­зования неизбежно повлекут за собой, особенно в старших классах. лекционно-семинарскую и лабораторно-практическую системы за­нятий с зачетно-экзаменационной системой учета знаний, умений и навыков. Это одновременно удовлетворит готовность и потребность старшеклассников в увеличении доли самостоятельной работы в учеб­ном процессе. Такие изменения станут возможными тогда, когда пе­дагогическая наука новаторски взломает сложившиеся стереотипы. шаблоны и штампы в подходах к формам и методам обучения. При сохранении урока в качесгве основной формы учебных занятий жизнь настоятельно требует разработки полиморфной, многоформной системы обучения. Многообразие путей познания истины в науке, в об­щественной жизни, в практике, а также разнообразие способов, при­емов человеческого общения, делового и интимного взаимодействия представляет практически неисчерпаемые возможности для методи­ческого творчества, разработки новых методов обучения и воспита­ния. Научная опенка практического методического творчества пере­довых учителей и новаторов, предотвращение абсолютизации и фе­тишизации отдельных форм и методов, определение их места в ин­дивидуализированных методических системах каждого учителя бу­дут способствовать повышению эффективности и действенности учебно-воспитательного процесса.

При осуществлении поворота к новым формам научно-педагоги­ческого труда необходимо учитывать три этапа организации педаго­гических исследований. Первый этап — поисковый, подготовитель­ный — направлен на создание научного потенциала, на выдвижение идей, на их обсуждение в дискуссиях и мозговых атаках, на обосно­вание гипотез. На этом этапе идеи проходят лабораторную проверку, осуществляется накопление фактов, разработка теоретико-методологических концепций, заготовка идей впрок, а также подготовка мате­риалов, необходимых при организации широких экспериментов. Основную роль здесь играют теоретико-методологические и поиско­вые лаборатории. комплексные объединения и группы, имеющие в сво­ем распоряжении в качестве материальной базы экспериментальные школы.

Второй этап — разработки программно-методической, иной на­учно-практической документации, необходимой для осуществления широкого педагогического эксперимента с учетом особенностей раз­личных регионов страны. Готовятся для апробации такие материалы, как новое содержание основ наук, варианты новых учебных программ, учебников, варианты новых форм организации учебных заня­тий, методов и методических систем овладения знаниями и. профес­сией, варианты новых типов учебных заведений, режимов работы школы, варианты систем управления школой, организации психоло­гической службы, рекомендации но комплексному подходу к воспи­танию, по организации совместной деятельности общественных и самодеятельных объединений. Создается проектно-сметная докумен­тация учебно-производственных объединений типа школа—предпри­ятие, вуз, школа — временный научно-исследовательский коллектив.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству
С целью совершенствования творческого потенциала подростков нами был разработаны занятия по фотоискусству. Фотография является одним из действенных методов, так как позволяет подростку работать с визуальными образами, в которых происходит соединение объективного и субъективного, реального и нереаль ...

Методика организации дидактических игр на уроке немецкого языка
Игра по своей природе многофункциональна, она способствует воспитанию гармонично развитой личности. Игра оказывает действенное влияние на формирование личности ребёнка, способствует его психологическому развитию – воспитывает навыки коллективиста, развивает организаторские способности, в играх ребя ...

Традиционные представления о результате обучения в школе – «обученности»
образовательный результат оценивание грамотность Обученность — одно из существенных качеств школьника, отражающее его способность оперировать знаниями и умениями при решении теоретических и практических задач, которые приобретаются им в действиях над конкретным учебным материалом. И чем больше прой ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru