Нормы речи
Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение, но есть много русских слов, у которых ударение перемещается вместе с их изменением. О некоторых таких случаях будет сказано ниже.
Почему появляются ошибки в постановке ударений? Некоторые устойчивые тенденции в перемещении ударений. Действуют прежде всего в разговорной речи и в просторечии. Поэтому во многих случаях ударение, переместившееся в соответствии с этими тенденциями, является ненормативным, просторечным: договор, свекла, слесаря.
В некоторых случаях неправильно ставятся ударения в заимствованных словах, поскольку говорящему неизвестно, какое ударение присуще слову в языке-источнике: колледж — прав. колледж, маркетинг — прав. маркетинг, мизерный — прав. мизерный.
Могут возникнуть ошибки в ударении, связанные с графическом обликом слова. Так, в большинстве печатных текстов сегодня отсутствует буква Ё, которая обозначает ударный гласный звук. Появляются ошибки при чтении слов: завороженный вместо заворожённый, новорожденный вместо новорождённый.
Место ударения в слове усваивается вместе с лексическим значением, поэтому ударение в незнакомых, словах следует проверять по словарю. Место ударения в словах указывают многие типы словарей — орфоэпические, орфографические, толковые, словари ударений. В орфоэпическом словаре могут быть указаны основные и дополнительные (вариантные) ударения: феномен и доп. феномен. В других случаях стоят запретительные пометы: феерия, не рек. феерия. Орфоэпический словарь дает также сведения о перемещении ударения при изменении слова: жить, живу, живёт, прош. жил, жила, жило, жили, деепр. живя.
Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия. Один из крупнейших исследователей произносительных норм Р. И. Аванесов определяет орфоэпию как совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимся и закрепившимся в литературном языке.
Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.
Различают полный и разговорный стили произношения, характерные соответственно для кодифицированного литературного языка и разговорной речи. Находясь в официальной обстановке или выступая перед аудиторией, мы хотим, чтобы все нас слышали и понимали. Поэтому мы замедляем темп речи, стараясь выговаривать каждый звук, каждое слово. В неофициальной, дружеской, семейной обстановке речь более свободна, темп ее убыстрен, не все звуки в словах могут произноситься: здрасьте (вместо здравствуйте), грите (вместо говорите), Пал Палыч (вместо Павел Павлович).
Произношение звуков опирается на системные закономерности русского языка. Главная закономерность литературного языка, связанная с произнесением гласных, — это редукция (ослабленная артикуляция, нечеткое, укороченное звучание) всех безударных гласных, прежде всего гласных [е], [о], [а]. Литературный язык характеризуется аканьем. Суть его в том, что в 1 -м предударном слоге после твердых согласных в соответствии [о], [а] произносится редуцированный звук, обозначаемый в транскрипции (условной записи звучащей речи) значком [/\]: н[/\]га (нога), г[/\]ра (гора), тр[/\]ва (трава), з[/\]ря (заря). В других безударных слогах на месте [а] и [о] произносится еще более краткий и неясный звук, обозначаемый значком [ъ]: [мъл/\ко] (молоко), [гър/\да] (города), [молът] (молод). После мягких согласных в соответствии с [а], [о], [е] произносится [иэ] (И, склонное к Е): м[иэ]теж (мятеж), п[иэ]так (пятак), н[иэ]су (несу), в[иэ]сна (весна). Такая особенность литературной речи называется иканьем.
Гласный И после твердого согласного при слитном произнесении слов звучит как [ы]:
Статьи о педагогике:
Опыт проведения олимпиад на базе ВГПУ
Олимпиада по технологии направлена на повышение престижности и качества технологической подготовки учащихся, развитие их творческих способностей, привлечение к выполнению оригинальных и практически ценных проектов, а также выявление и поощрение наиболее способных учащихся и творчески работающих учи ...
Анализ формирующего эксперимента
Нами в течение 9 недель было проведены коррекционные занятия, направленные на формирование умений правильного построения синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 вида. В работе использовались наработки, взятые из методики Т.Б. Филичевой. Всего в эксперимент ...
Описание образовательных результатов в логике
компетентностного подхода
Наряду с идеями образованности личности в теоретической педагогике развиваются идеи компетентности личности. В рассмотренных концепциях образованности компетентность является одним из уровней, одной из ступеней, и как следствие одним из видов образовательного результата. Следует отметить, что миров ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования