Нормы речи

Страница 2

2. Существительные, которые имеют только форму единственного числа, употребляются во множественном числе: повсеместно нарушаются общепринятые формы моралей. От существительных, употребляющихся только во множественном числе, незакономерно образуют форму единственного числа: оратор вскарабкался на подмосток, чтобы его лучше было слышно.

3. Неправильно может быть определен род существительного: мне наступили на любимый мозоль; нам предложили горячее кофе. Причиной устойчивого сохранения грамматического значении мужского рода существительным кофе в кодифицированном литературном языке (вопреки тенденции к употреблению неодушевленных несклоняемых существительных в форме среднего рода) служит влияние формы кофий, в которой это слово употреблялось в XIX веке.

4. Неправильно могут быть образованы падежные формы существительных: не покупайте торта с кремом; арендатор взял более 50 гектар земли.

5. Ошибки могут быть связаны с образованием сравнительной и превосходной степени сравнения прилагательных: Митю я знаю более лучше; это был самый вернейший способ решения проблемы.

6. Многочисленны в речи неправильные формы местоимений, часто появляющиеся по аналогии: ихний дом стережет собака (несклоняемая форма притяжательного местоимения заменяется склоняемой по аналогии с прилагательными и склоняемыми формами местоимений); что с его требовать (по аналогии с формой местоимения, употребляемой не после предлога).

7. В устной и письменной речи многочисленны ошибки, связанные с употреблением числительных: она не зарабатывает и пятиста рублей (вместо пятисот). В количественных числительных при склонении изменяется каждая часть.

8. Много ошибок допускается при образовании глагольных и причастных форм: раненые повылазили из всех домов; Павел не могет это сделать; не едь в деревню сегодня, ехай завтра. Не образуются причастные формы на -ЩИЙ от глаголов совершенного вида: жильцы, вздумающие написать жалобу, будут наказаны.

9. Значительное количество ошибок допускается при смешении возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий: дети играются в комнате с куклами; от этой жизни я все время деградируюсь. При употреблении глаголов или причастий, в которых суффикс -СЯ придает словам значение активного действия, может возникать двусмысленность: письма, отправляющиеся друзьям за границу, скоро придут по адресу; после появления на свет младенцы вытираются сухой пеленкой.

Особенности постановки и функцию ударения в словах изучает раздел языкознания, который называется акцентология. Постановка правильного ударения в словах русского языка — большая проблема не только для иностранцев, но и для русских, поэтому столь нередки ошибки типа была, плыла, средства, портфель, корысть. В некоторых языках ударение является фиксированным: например, в эстонском, латышском, чешском, финском ударение падает на первый слог, в польском, испанском, грузинском — на предпоследний, в армянском, французском ударным бывает последний слог.

В русском языке ударение имеет разноместный и подвижный характер. Оно может падать на любой слог в слове, любую морфему: выбежать, отставить, отбегать, плыла; может перемещаться при изменении слова: вода — воду. Такая индивидуальность словесного ударения порождает большое количество ошибок. Трудность усвоения акцентологических норм компенсируется, однако, тем, что подвижность и разноместность ударения в сочетании с интонационным разнообразием создают ритмичность, музыкальность, выразительность русской речи. Благодаря этому создаются поэтические шедевры на русском языке. Русская поэзия — одна из самых благозвучных и выразительных.

В языке действуют определенные тенденции в постановке ударения. В связи с этим некоторые старые ударения воспринимаются как архаичные, уже не нормативные (нужда, призрак), а некоторые новые ударения ощущаются как просторечные, еще не вошедшие в литературный язык (свекла, договор). Таким образом, многие просторечные ударения, возникающие в соответствии с языковой тенденцией, впоследствии могут стать вариантами нормы, а затем и литературной нормой: планёр — планер, ракурс — ракурс, феномен — феномен, каталог — каталог.

В русском языке около 5000 слов, у которых отмечены колебания в ударении. Широко представлены акцентные варианты, т.е. допустимые способы постановки ударения: творог — творог, баржа — баржа, залитый — залитый. В некоторых словах встречаются профессиональные ударения: компас, рапорт (в речи моряков), искра (в речи шоферов), астроном (в речи ученых соответствующей специальности), эпилепсия (у медиков), флейтовый (в речи музыкантов), рефлексия (в речи психологов).

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Данные педагогических экспериментов
Исследование проводилось в школе №3 района, области в 3"А" и 3"Б" классах. Задача констатирующего эксперимента: выявить типичные речевые ошибки в работах учащихся. Для решения данной задачи было определено два класса - экспериментальный и контрольный. Экспериментальным классом я ...

Детский производительный труд в мастерских коммуны имени Ф. Э. Дзержинского
В период с 1927 по 1929 год в коммуне имени Дзержинского существовали учебные мастерские: слесарно-механическая, деревообделочная, швейная и сапожная. Кроме того, была организована кузница. Задача учебных мастерских заключалась в том, чтобы приобщить воспитанников, бывших беспризорных детей, к труд ...

Исходные принципы методики обучения литературе в иностранной аудитории
Преподаватель, даже блестяще владеющий всеми аспектами, видами речевой деятельности, еще не учитель, если не умеет обучать, не владеет средством, позволяющим делать это. Таким средством служит для учителя методическая культура, которая является стержнем, на который «нанизывается» психологическая, п ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru