Роль и функции тестирования в преподавании иностранных языков

Страница 1

Начиная с 70-х годов, в отечественной практике преподавания иностранных языков роль тестирования постоянно растет. Проверка и оценка знаний, умений и навыков является важной частью учебного процесса. От ее правильной постановки зависит во многом успех всего процесса обучения. Овладение методикой проверки знаний и выставления оценок является одной из важнейших и труднейших задач, стоящих перед преподавателем.

В языковом тестировании преследуют цель, прежде всего научного исследования и тесты в этом отношении являются средством и методом исследования. По результатам языкового тестирования можно судить не только о положительном или отрицательном языковом опыте учащихся, но и о методе преподавания языка в данном учебном заведении, о недостатках в читаемых теоретических и практических курсах, о качестве учебного материала, о характере учебного планирования по данному предмету. Изучение результатов тестов дает возможность вносить соответствующие коррективы в отдельные разделы программы и учебного плана, видоизменять методическую систему преподавания данного предмета и своевременно организовать работу по профилактике типичных языковых ошибок. Второй не менее важной целью языкового тестирования является оценочная проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися на данном этапе обучения.

Тестирование это не просто новая линия в образовательной политике, а свидетельство более серьезных тенденций последних лет (процессы интернационализации, глобализации и международной интеграции), которые во все большей мере затрагивают не только экономику, но и образовательную сферу. Факты неумолимо говорят о том, что образование выходит за государственные границы, перестает считаться внутренним делом одной страны. Активизируются международные исследования, дающие информацию о подготовке учащихся отдельных стран в сравнении с общепринятыми стандартами.

Основная роль тестирования в преподавании иностранных языков заключается в обратной связи (в широком смысле) и в контроле (в узком смысле) и чем теснее взаимосвязаны тестирование и учебный процесс, тем эффективнее учебный процесс и качественное тестирование.

Тесты имеют ряд функций, которые не существуют изолированно, а, пересекаясь, дополняют друг друга. Функции можно разбить на следующие общие группы:

1) общедидактические функции обучения (собственно обучающая, повторительно-закрепляющая и развивающая) и функции воспитания (познавательная, дисциплинирующая и т. д.).

К общедидактическим можно отнести следующие функции:

- функции прогноза успешности обучения;

- функция определения готовности к учебе;

- функция диагноза пробелов;

- функция определения общего владения иностранным языком.

2) информационные функции результатов лингводидактических тестов (контрольная, исследовательская и учебно-информационная).

Информационные функции результатов лингводидактических тестов это:

- функции определения

а) текущей и промежуточной успеваемости;

б) итоговой успеваемости;

в) эффективности обучения (приема, метода);

- функции самоконтроля (взаимоконтроля).

Эти функции частично перекрываются, например важнейшая функция лингводидактических тестов - контрольная - относится традиционно и к группе общедидактических тестов. Кроме того, среди исследовательских функций тестов имеются функции развития памяти, внимания и личностных качеств (добросовестности, целеустремленности и т. п.), последние из которых относятся к воспитательной функции тестов. Общедидактические функции обучения проявляются уже в ходе подготовки к тесту. Обучаемые систематизируют свои знания, ликвидируют пробелы. В ходе выполнения теста происходит определенное повторение и закрепление материала. Активизируется мыслительная деятельность, развивается память, то есть достигается определенный обучающий эффект.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Содержание опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса осуществлялась в школе №1 им. А.С.Макаренко г. Орска во 2 «б» классе. Цель- определение возможностей драматической литературы в активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения. Оп ...

Способности ребенка к усвоению иностранного языка
Переход нашей системы образования на гуманистическую парадигму выдвигает на первый план проблемы развития способностей. Психологи отмечают, что как для родителей, так и для педагогов важно знать и учитывать в обучении способности детей, иначе нельзя начинать серьезный разговор об их воспитании . В ...

Анализ теоретических подходов к проблеме психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы детского сада
Анализ литературы позволил нам определить, что на сегодняшний день в науке существует два близких по смыслу термина «психолого-педагогическое сопровождение» и «психолого-педагогическая поддержка» (некоторые авторы выделяют отдельно понятия «педагогическая поддержка», «психологическая поддержка», «п ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru