Воспроизводяще-дополняющее повторение

Страница 3

Таким образом, характеризуя новые передовые педагогические технологии, мы тем самым раскрываем их содержание и даем характеристику применения этих технологий-методик в школе.

На последующем этапе формирования знаний в курсе преподавания истории Украины, учитель формирует активную жизненную позицию, развивает самосознание учащихся.

Создание проблемной ситуации может сочетаться с постановкой и уяснением основной задачи урока.

Используются различные способы объяснения- рассуждающее изложение, работа по опорным конспектам, работа с документальным материалом, круглый стол, урок-игра и т.д.

Одним из эффективных приемов активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся является использование опорных конспектов. Они представляют собой вид дидактических материалов, в которых в сжатом виде изложены основные идеи и положения, изучаемые на уроке. Опорный конспект может быть составлен в виде развернутого плана, тезисов, таблицы, подборки документов с вопросами и заданиями. На его основе организуются различные формы учебной деятельности с использованием учебников, первоисточника, наглядных пособий. В конце урока коллективно делаются выводы и обобщения, которые записываются в тетради и в дальнейшем применяются в процессе текущего повторения, подготовки к экзаменам. Опорные конспекты могут быть ориентированы как на всю группу, так и на часть учащихся (варианты повышенной и пониженной трудности).

Процесс обучения мы прослеживаем в двух его органически взаимосвязанных сторонах: учебной деятельности школьников и преподавательской деятельности учителя. Учитель — организатор и руководитель процесса обучения — определяет содержание, характер и последовательность учебной деятельности учащихся. Однако успешно организовать учебный процесс учитель сможет лишь в том случае, если он не только конкретно определит цели обучения, но и отчетливо представит себе, какая учебная деятельность его учеников необходима для осуществления этих целей. Срою работу учитель строит применительно к прогнозируемой деятельности школьника. В силу этого в левом столбце мы характеризуем поэтапную учебную деятельность ученика, а в правом — преподавательскую деятельность учителя.

Усвоение системы исторических знаний осуществляется в результате разносторонней, активной и в ряде случаев творческой деятельности обучаемых.

Учебное познание истории идет путем сокращенным и облегченным по сравнению с познанием научным. Из огромного материала, собранного, проанализированного и обобщенного исторической наукой, в обучении отбирается минимум, педагогически необходимый для решения стоящих перед ним образовательно-воспитательных задач. В большинстве случаев в обучении истории знания излагаются в адаптированном и в систематизированном виде.

В основе учебного познания истории лежат ощущения и восприятия, преимущественно зрительные и слуховые. Знания об исторических событиях, о внешней стороне явлений черпаются из различных источников информации. Получение информации является не только обязательным, но по своему характеру и начальным моментом учебного познавательного процесса. Источники исторических знаний очень разнообразны. Большое место в учебном познании истории занимают предметная и изобразительная наглядность, карта, документ. Велика по сравнению с большинством других учебных предметов и роль описания и повествования как в устной, так и письменной форме.

Процесс усвоения учащимися фактических знаний не может быть изолирован, отделен от их осмысления, но и сам по себе он не является простой передачей знаний, при которой будто бы активен только учитель, а ученик пассивно воспринимает преподносимые ему знания. Даже для восприятия популярно излагаемых учителем фактов от учащихся требуется волевое усилие, внимание, запоминание, работа фантазии, создающей в сознании образы описываемых явлений. Тем более это относится к приобретению учащимися знаний из различных пособий. Возможен и самостоятельный поиск учащимися фактов, установленных исторической наукой. Для этого ученик должен знать различные источники исторических знаний и владеть приемами работы с ними.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Понятие "неспособность к обучению"
Неспособность к обучению - класс специфических особенностей развития, когда (при условиях нормального школьного обучения) ребенок не может усвоить определенные навыки и умения (чтения, правописания, математики, общения). Понятие неспособности к обучению не должно отождествляться с понятием неуспева ...

Результаты исследования и их обсуждение
Исследование детей проводилось в течение октября 2010 года и в марте-апреле 2011 года. Интерес представляет сравнение полученных данных в начале обучения детей в первом классе и в конце третьей четверти. Диагностика наглядных форм мышления (тест «Цветные матрицы Равена» для детей 5-11 лет Дети, обу ...

Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних
Изучение и профилактика преступно­сти среди учащихся общеобразовательных школ, а так же правовое воспитание не может успешно осуществляться без исследования мотивов преступного поведения, поскольку как отметила В.А. Березина, «мотив непосредст­венно связан с личностью и ее особенно­стями, склонност ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru