Воспроизводяще-дополняющее повторение
Таким образом, характеризуя новые передовые педагогические технологии, мы тем самым раскрываем их содержание и даем характеристику применения этих технологий-методик в школе.
На последующем этапе формирования знаний в курсе преподавания истории Украины, учитель формирует активную жизненную позицию, развивает самосознание учащихся.
Создание проблемной ситуации может сочетаться с постановкой и уяснением основной задачи урока.
Используются различные способы объяснения- рассуждающее изложение, работа по опорным конспектам, работа с документальным материалом, круглый стол, урок-игра и т.д.
Одним из эффективных приемов активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся является использование опорных конспектов. Они представляют собой вид дидактических материалов, в которых в сжатом виде изложены основные идеи и положения, изучаемые на уроке. Опорный конспект может быть составлен в виде развернутого плана, тезисов, таблицы, подборки документов с вопросами и заданиями. На его основе организуются различные формы учебной деятельности с использованием учебников, первоисточника, наглядных пособий. В конце урока коллективно делаются выводы и обобщения, которые записываются в тетради и в дальнейшем применяются в процессе текущего повторения, подготовки к экзаменам. Опорные конспекты могут быть ориентированы как на всю группу, так и на часть учащихся (варианты повышенной и пониженной трудности).
Процесс обучения мы прослеживаем в двух его органически взаимосвязанных сторонах: учебной деятельности школьников и преподавательской деятельности учителя. Учитель — организатор и руководитель процесса обучения — определяет содержание, характер и последовательность учебной деятельности учащихся. Однако успешно организовать учебный процесс учитель сможет лишь в том случае, если он не только конкретно определит цели обучения, но и отчетливо представит себе, какая учебная деятельность его учеников необходима для осуществления этих целей. Срою работу учитель строит применительно к прогнозируемой деятельности школьника. В силу этого в левом столбце мы характеризуем поэтапную учебную деятельность ученика, а в правом — преподавательскую деятельность учителя.
Усвоение системы исторических знаний осуществляется в результате разносторонней, активной и в ряде случаев творческой деятельности обучаемых.
Учебное познание истории идет путем сокращенным и облегченным по сравнению с познанием научным. Из огромного материала, собранного, проанализированного и обобщенного исторической наукой, в обучении отбирается минимум, педагогически необходимый для решения стоящих перед ним образовательно-воспитательных задач. В большинстве случаев в обучении истории знания излагаются в адаптированном и в систематизированном виде.
В основе учебного познания истории лежат ощущения и восприятия, преимущественно зрительные и слуховые. Знания об исторических событиях, о внешней стороне явлений черпаются из различных источников информации. Получение информации является не только обязательным, но по своему характеру и начальным моментом учебного познавательного процесса. Источники исторических знаний очень разнообразны. Большое место в учебном познании истории занимают предметная и изобразительная наглядность, карта, документ. Велика по сравнению с большинством других учебных предметов и роль описания и повествования как в устной, так и письменной форме.
Процесс усвоения учащимися фактических знаний не может быть изолирован, отделен от их осмысления, но и сам по себе он не является простой передачей знаний, при которой будто бы активен только учитель, а ученик пассивно воспринимает преподносимые ему знания. Даже для восприятия популярно излагаемых учителем фактов от учащихся требуется волевое усилие, внимание, запоминание, работа фантазии, создающей в сознании образы описываемых явлений. Тем более это относится к приобретению учащимися знаний из различных пособий. Возможен и самостоятельный поиск учащимися фактов, установленных исторической наукой. Для этого ученик должен знать различные источники исторических знаний и владеть приемами работы с ними.
Статьи о педагогике:
Примерная структура заседания педсовета
· информация о присутствующих и отсутствующих, определение правомочности совета педагогов; · информация о выполнении решений предыдущего заседания и ходе выполнения решений с более длительным сроком; · вступительное слово председателя совета педагогов о теме, повестке дня, значении решения поставле ...
Дидактическая игра как одно из условий развития иворческого потенциала
учащихся на уроках биологии
Гуманизация отношений как одна из педагогических задач, признание ценности отдельной личности в ее индивидуальной неповторимости и психологизация всей системы учебно-воспитательного процесса послужили почвой для создания эффективных педагогических технологий, составной частью которых является игра. ...
Педагогическая система П.П. Блонского
Павла Петровича блонского (1884—1941) часто называют «советским Песталоцци», он оказал большое влияние на педагогов 20-х годов. Он сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; уважение личности ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования