Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения

Перспективы образования » Теория преподавания истории Украины в школе » Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения

Страница 3

Таблицы развития выявляют качественные изменения, динамику отдельных исторических явлений. В отличие от таблиц сравнения в них сопоставляются не различные явления, а различные этапы развития одного и того же исторического явления.

Таблицы соответствия отражают различные связи и отношения между историческими явлениями: целого и его частей, явления и его существенных признаков, причины и ее следствия. Таковы, например, таблицы, обозначающие соотношение общественных классов и выражающих их увидеть на фотографии или картине. Внося изменения в рисунок, можно продемонстрировать действие предмета или его развитие. Схематический рисунок может служить источником знаний не только о материальных предметах, но и о некоторых действиях людей; например, на рисунке может быть схематически изображен воинский строй в соответствующую эпоху.

Наибольшей познавательной действенностью схематический чертеж обладает при выполнении его на глазах учащихся и с применением аппликаций — изображений людей и предметов, символизирующих определенные общественные явления.

Реконструкция исторической действительности средствами искусства. Почти все виды искусства черпают сюжеты не только в современной жизни общества, но и в его истории, воссоздавая прошлое в художественных образах. Использование произведений искусства, реконструирующих прошлое, имеет в обучении истории некоторые общие черты с использованием документальных произведений изобразительного ис­кусства и литературы.

И те и другие способствуют образности, и конкретизации исторических знаний, повышению их эмоциональности, решению задач эстетического воспитания. Вместе с тем между ними есть и существенные различия — как с точки зрения исторической пауки, так и с точки зрения их использования в обучении истории.

Реконструирующее искусство черпает материал в исторической науке, дополняя его художественным домыслом. Произведения реконструирующего искусства отражают идеологию не той эпохи, которую они воспроизводят, а той, в которую создаются. В силу этого они не являются первоисточниками для изучения истории. Однако реконструирующее искусство, опираясь на материалы исторической науки, например археологии, может полнее и доходчивее раскрыть в художественных образах историческую действи­тельность, чем это смогли сделать ее современники. Подход к реконструированию истории с демократических позиций позволяет выявить важнейшие, наиболее существенные черты исторического процесса.

Чем ближе время создания произведений к реконструируемой эпохе, тем труднее их разграничить с произведениями документального характера.

Во всех случаях использования произведений искусства в обучении истории обязательно знание учащимися их происхождения и хотя бы приблизительного времени их создания. Также обязательно и понимание школьниками различий между документальным и реконструирующим искусством и выработка на этой основе различного подхода к ним.

Среди художественных реконструкций исторической действительности большое значение для школьного обучения истории имеют картины и рисунки. Многие из них содержат богатую информацию, раскрытую в доходчивой форме и вызывающую важные для воспитания школьников эмоции.

Сочетание нескольких картин или рисунков, отражающих последовательные моменты процесса, показывает его ход. На этом принципе основываются диафильмы, серии диапозитивов с рисованными кадрами, связанными общим сюжетом.

Скульптурные реконструкции содержат, как правило, меньше информации, чем картины. Однако скульптура, как правило, более символична и содержит характеристику события или исторического деятеля. Именно в обучении истории можно и нужно воспитывать у учащихся интерес и внимание к скульптурным памятникам, и лучший к этому путь — рассмотрение памятника в связи с изучением события или деятельности лица, которые памятник увековечивает. Это же относится к панно, фрескам и другим произведениям изобразительного искусства, посвященным историческим темам.

Страницы: 1 2 3 


Статьи о педагогике:

Зарождение систем воспитания
Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принци­пов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реа­лизации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, госу­дарства) и логике выполнения социального заказа. Любая система воспитания во ...

Организация и проведение индивидуальных и групповых форм на уроках математики
У многих маленьких учеников развивается чувство школьной тревожности, неуверенности и в себе, что временами приводит к нежеланию посещать школу, снижается интерес к познанию. Вот почему с первого дня учебы в школе необходимо создать такие условия, при которых ребенок «мог бы самоутвердиться, обрест ...

Характеристика психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы на 1 этапе
1 этап психолого-педагогического сопровождения: вхождение воспитателя в инклюзивное образовательное пространство. Этот этап соответствует этапу адаптации воспитателя к новым обязанностям и характеризуется тем, что он начинает посещать ребёнка с ОВЗ в условиях дома, знакомится с ребёнком и его семьё ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru