Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения

Перспективы образования » Теория преподавания истории Украины в школе » Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения

Страница 3

Таблицы развития выявляют качественные изменения, динамику отдельных исторических явлений. В отличие от таблиц сравнения в них сопоставляются не различные явления, а различные этапы развития одного и того же исторического явления.

Таблицы соответствия отражают различные связи и отношения между историческими явлениями: целого и его частей, явления и его существенных признаков, причины и ее следствия. Таковы, например, таблицы, обозначающие соотношение общественных классов и выражающих их увидеть на фотографии или картине. Внося изменения в рисунок, можно продемонстрировать действие предмета или его развитие. Схематический рисунок может служить источником знаний не только о материальных предметах, но и о некоторых действиях людей; например, на рисунке может быть схематически изображен воинский строй в соответствующую эпоху.

Наибольшей познавательной действенностью схематический чертеж обладает при выполнении его на глазах учащихся и с применением аппликаций — изображений людей и предметов, символизирующих определенные общественные явления.

Реконструкция исторической действительности средствами искусства. Почти все виды искусства черпают сюжеты не только в современной жизни общества, но и в его истории, воссоздавая прошлое в художественных образах. Использование произведений искусства, реконструирующих прошлое, имеет в обучении истории некоторые общие черты с использованием документальных произведений изобразительного ис­кусства и литературы.

И те и другие способствуют образности, и конкретизации исторических знаний, повышению их эмоциональности, решению задач эстетического воспитания. Вместе с тем между ними есть и существенные различия — как с точки зрения исторической пауки, так и с точки зрения их использования в обучении истории.

Реконструирующее искусство черпает материал в исторической науке, дополняя его художественным домыслом. Произведения реконструирующего искусства отражают идеологию не той эпохи, которую они воспроизводят, а той, в которую создаются. В силу этого они не являются первоисточниками для изучения истории. Однако реконструирующее искусство, опираясь на материалы исторической науки, например археологии, может полнее и доходчивее раскрыть в художественных образах историческую действи­тельность, чем это смогли сделать ее современники. Подход к реконструированию истории с демократических позиций позволяет выявить важнейшие, наиболее существенные черты исторического процесса.

Чем ближе время создания произведений к реконструируемой эпохе, тем труднее их разграничить с произведениями документального характера.

Во всех случаях использования произведений искусства в обучении истории обязательно знание учащимися их происхождения и хотя бы приблизительного времени их создания. Также обязательно и понимание школьниками различий между документальным и реконструирующим искусством и выработка на этой основе различного подхода к ним.

Среди художественных реконструкций исторической действительности большое значение для школьного обучения истории имеют картины и рисунки. Многие из них содержат богатую информацию, раскрытую в доходчивой форме и вызывающую важные для воспитания школьников эмоции.

Сочетание нескольких картин или рисунков, отражающих последовательные моменты процесса, показывает его ход. На этом принципе основываются диафильмы, серии диапозитивов с рисованными кадрами, связанными общим сюжетом.

Скульптурные реконструкции содержат, как правило, меньше информации, чем картины. Однако скульптура, как правило, более символична и содержит характеристику события или исторического деятеля. Именно в обучении истории можно и нужно воспитывать у учащихся интерес и внимание к скульптурным памятникам, и лучший к этому путь — рассмотрение памятника в связи с изучением события или деятельности лица, которые памятник увековечивает. Это же относится к панно, фрескам и другим произведениям изобразительного искусства, посвященным историческим темам.

Страницы: 1 2 3 


Статьи о педагогике:

Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения
В ходе данной работы также потребовалось выяснить, какими сведениями о портретной характеристике как жанре детского сочинения располагает современная научная литература, в чём заключаются особенности портретной характеристики как речевого произведения. Изучение лингвистических источников показало, ...

Готовность младших школьников к созданию и использованию жанров портретной зарисовки
Для создания сочинения в жанре портретной зарисовки требуются специальные знания об особенностях функционирования данной модели высказывания, а также соответствующие коммуникативно-жанровые умения. Чтобы проверить правильность поставленной гипотезы исследования, т.е. получить объективные данные, ко ...

Исходные принципы методики обучения литературе в иностранной аудитории
Преподаватель, даже блестяще владеющий всеми аспектами, видами речевой деятельности, еще не учитель, если не умеет обучать, не владеет средством, позволяющим делать это. Таким средством служит для учителя методическая культура, которая является стержнем, на который «нанизывается» психологическая, п ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru