Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения

Перспективы образования » Теория преподавания истории Украины в школе » Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения

Страница 2

Например, на уроке истории Украины по теме: «Начало жизни в Украине» учитель использует такие обучающие методические пособия, как:

1. Учебники;

2. Первоисточники;

3. Рабочие тетради;

4. Карты;

5. Атласы;

6. Дидактический материал.

Данный урок относится к типу урока применения знаний, формирования умений, и навыков. Учитель применяет вид занятия- путешествие «В предысторию человеческой цивилизации».

Первоисточники, выраженные в слове. За исключением того времени, когда письменности не было, письменным (печатным) первоисточникам принадлежит основное место в познании истории. В дальнейшем мы будем называть их документами. По своему содержанию документы могут быть разделены на несколько видов.

Государственно-правовые документы (конституции, законы, судебные решения), содержат богатую информацию о государственном устройстве, о классовом характере государства и т. п.

Другие документы внутриполитического характера (программы партий, политические речи и статьи, воззвания, прокламации, памфлеты) раскрывают цели и идеологию борющихся классов, формы и средства политической борьбы. На уроке на тему: Киевская Русь во времена княжения Владимира Великого «Введение Христианства как государственной религии» учитель знакомит учащихся с документом «Русская Летопись», затем предлагает заполнить таблицу, основанную на данном документе.

Документы внешнеполитического характера (договоры, дипло­матическая переписка) служат источниками знаний о международ­ных отношениях.

Хозяйственные документы (акты покупки и продажи, торго­вые договоры, деловая переписка) знакомят с уровнем развития производительных сил и с социальным строем общества.

Научные, философские, труды, освещающие уровень развития науки и идеологию изучаемой эпохи, обычно используются в обучении в форме очень краткого изложения, - которое может сопровождаться чтением небольших ярких фрагментов из произведения.

Мифология, материалы религиозного характера (предания, догматы, поучения), дают богатую информацию об идеологии и общественных отношениях.

Например, урок в 7 классе по теме « Культурная и церковная жизнь во второй половине XIV-первой половине XVI столетия». Преподаватель знакомит учащихся развитием православной украинской церкви, вводит в речь учащихся новые понятия, как то: «митрополит», «православие», «католики», «церковь». В ходе объяснения нового материала знакомит учащихся с развитие материальной культуры и церковной жизни на украинских землях, развивает умение анализировать изученный материал, сопоставлять его с новым материалом.

Сочинения повествовательно-описательные (летописи, хроники, исторические сочинения, написанные современниками событий или людьми, располагавшими материалами, которые не сохранились до нашего времени, воспоминания и письма участников пли свидетелей событий, географические описания стран и городов, этнографические описания).

Произведения художественной литературы изучаемой эпохи, отражающие непосредственные впечатления авторов о тех или иных событиях, передающие общий колорит эпохи и содержащие яркие характеристики исторических деятелей; некоторые из этих произведений приближаются по своему характеру к мемуарам.

С увеличением числа письменных источников, тем более с появлением фотографии и кино, значение произведений изобразительного искусства для познания материальной жизни общества уменьшается. Однако для всех эпох произведения изобразительного искусства сохраняют значение исторических первоисточников. Это относится, прежде всего, к истории духовной жизни общества. Произведения изобразительного искусства, так же как литература и музыка, являются первоисточниками по истории культуры. Многие произведения изобразительного искусства в доходчивой форме раскрывают идеологию борющихся классов, их стремление способствовать укреплению или, напротив, ниспровержению социальных и политических порядков, религиозных верований.

Произведения искусства играют важную роль в эстетическом воспитании школьников.

Предметы практического назначения (вещи, сооружения) отразили в себе различные стороны жизни общества. Эти стороны раскрываются через выявление назначения предметов (в производстве, быту, религиозном культе, военном деле), материала, из которого изготовлен предмет (камень, дерево, металл, глина), техники и характера изготовления (литье, ковка, обжиг), через эстетическое оформление предметов.

Предметы практического назначения особенно ценны в препо­давании истории тех эпох, от которых до. нас дошло ограниченное число других первоисточников.

Педагогическая эффективность использования предметов как источников исторических знаний резко возрастает при рассмотрении их не изолированно, а комплексно, в связях друг с другом.

Таблицы. «Экстракт» некоторых тематических систематизированных знаний содержат таблицы. Материал группируется по вертикальным или и другим графам (колонкам). В обучении истории используются таблицы, различающиеся друг от друга по характеру раскрываемых в них связей и отношений между явлениями. Само расположение в таблице отдельных ее элементов помогает выявлению связей между ними. Хронологические таблицы группируют факты на основе временных между ними отношений. Разновидностью их являются таблицы синхронистические. В таблицы тематического перечисления включаются однородные факты, например войны, восстания, научные открытия с указанием самых существенных признаков каждого факта. Таблицы сравнения, вычленяя существенные признаки исторических явлений, аналогичные или способствуют выявлению отношений сходства и различия между ними, например, между общественными классами, формами государственного устройства, общественно-экономическими формациями. Таблицы играют важную роль в вычленении и обобщении признаков понятий.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Анализ программ и учебников по русскому языку с точки зрения проведения внеклассной работы
Анализ программ и учебных пособий по русскому языку показал, что внеклассным занятиям по данному предмету не уделяется должного внимания. Основной формой организации работы в усвоении программного материала остаётся урок. Но, планируя учебно-воспитательный процесс, учителю не стоит сосредотачивать ...

Проектная технология
В данном случае это, так называемая, локальная или технология отдельного вида деятельности. Перспективной для старшей школы представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Это достаточно новый вид деятельности для школьников, но сожалению, ...

Организационные условия доступности образования в системе специального образования Ростовской области
В настоящее время около 4,2 % от общего количества детей, проживающих в Ростовской области, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в особых условиях получения образования. Целенаправленная работа по созданию таких условий в региональной системе специального обр ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru