Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения
Например, на уроке истории Украины по теме: «Начало жизни в Украине» учитель использует такие обучающие методические пособия, как:
1. Учебники;
2. Первоисточники;
3. Рабочие тетради;
4. Карты;
5. Атласы;
6. Дидактический материал.
Данный урок относится к типу урока применения знаний, формирования умений, и навыков. Учитель применяет вид занятия- путешествие «В предысторию человеческой цивилизации».
Первоисточники, выраженные в слове. За исключением того времени, когда письменности не было, письменным (печатным) первоисточникам принадлежит основное место в познании истории. В дальнейшем мы будем называть их документами. По своему содержанию документы могут быть разделены на несколько видов.
Государственно-правовые документы (конституции, законы, судебные решения), содержат богатую информацию о государственном устройстве, о классовом характере государства и т. п.
Другие документы внутриполитического характера (программы партий, политические речи и статьи, воззвания, прокламации, памфлеты) раскрывают цели и идеологию борющихся классов, формы и средства политической борьбы. На уроке на тему: Киевская Русь во времена княжения Владимира Великого «Введение Христианства как государственной религии» учитель знакомит учащихся с документом «Русская Летопись», затем предлагает заполнить таблицу, основанную на данном документе.
Документы внешнеполитического характера (договоры, дипломатическая переписка) служат источниками знаний о международных отношениях.
Хозяйственные документы (акты покупки и продажи, торговые договоры, деловая переписка) знакомят с уровнем развития производительных сил и с социальным строем общества.
Научные, философские, труды, освещающие уровень развития науки и идеологию изучаемой эпохи, обычно используются в обучении в форме очень краткого изложения, - которое может сопровождаться чтением небольших ярких фрагментов из произведения.
Мифология, материалы религиозного характера (предания, догматы, поучения), дают богатую информацию об идеологии и общественных отношениях.
Например, урок в 7 классе по теме « Культурная и церковная жизнь во второй половине XIV-первой половине XVI столетия». Преподаватель знакомит учащихся развитием православной украинской церкви, вводит в речь учащихся новые понятия, как то: «митрополит», «православие», «католики», «церковь». В ходе объяснения нового материала знакомит учащихся с развитие материальной культуры и церковной жизни на украинских землях, развивает умение анализировать изученный материал, сопоставлять его с новым материалом.
Сочинения повествовательно-описательные (летописи, хроники, исторические сочинения, написанные современниками событий или людьми, располагавшими материалами, которые не сохранились до нашего времени, воспоминания и письма участников пли свидетелей событий, географические описания стран и городов, этнографические описания).
Произведения художественной литературы изучаемой эпохи, отражающие непосредственные впечатления авторов о тех или иных событиях, передающие общий колорит эпохи и содержащие яркие характеристики исторических деятелей; некоторые из этих произведений приближаются по своему характеру к мемуарам.
С увеличением числа письменных источников, тем более с появлением фотографии и кино, значение произведений изобразительного искусства для познания материальной жизни общества уменьшается. Однако для всех эпох произведения изобразительного искусства сохраняют значение исторических первоисточников. Это относится, прежде всего, к истории духовной жизни общества. Произведения изобразительного искусства, так же как литература и музыка, являются первоисточниками по истории культуры. Многие произведения изобразительного искусства в доходчивой форме раскрывают идеологию борющихся классов, их стремление способствовать укреплению или, напротив, ниспровержению социальных и политических порядков, религиозных верований.
Произведения искусства играют важную роль в эстетическом воспитании школьников.
Предметы практического назначения (вещи, сооружения) отразили в себе различные стороны жизни общества. Эти стороны раскрываются через выявление назначения предметов (в производстве, быту, религиозном культе, военном деле), материала, из которого изготовлен предмет (камень, дерево, металл, глина), техники и характера изготовления (литье, ковка, обжиг), через эстетическое оформление предметов.
Предметы практического назначения особенно ценны в преподавании истории тех эпох, от которых до. нас дошло ограниченное число других первоисточников.
Педагогическая эффективность использования предметов как источников исторических знаний резко возрастает при рассмотрении их не изолированно, а комплексно, в связях друг с другом.
Таблицы. «Экстракт» некоторых тематических систематизированных знаний содержат таблицы. Материал группируется по вертикальным или и другим графам (колонкам). В обучении истории используются таблицы, различающиеся друг от друга по характеру раскрываемых в них связей и отношений между явлениями. Само расположение в таблице отдельных ее элементов помогает выявлению связей между ними. Хронологические таблицы группируют факты на основе временных между ними отношений. Разновидностью их являются таблицы синхронистические. В таблицы тематического перечисления включаются однородные факты, например войны, восстания, научные открытия с указанием самых существенных признаков каждого факта. Таблицы сравнения, вычленяя существенные признаки исторических явлений, аналогичные или способствуют выявлению отношений сходства и различия между ними, например, между общественными классами, формами государственного устройства, общественно-экономическими формациями. Таблицы играют важную роль в вычленении и обобщении признаков понятий.
Статьи о педагогике:
Применение фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников
«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народ ...
Опыт проведения олимпиад на базе ВГПУ
Олимпиада по технологии направлена на повышение престижности и качества технологической подготовки учащихся, развитие их творческих способностей, привлечение к выполнению оригинальных и практически ценных проектов, а также выявление и поощрение наиболее способных учащихся и творчески работающих учи ...
Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и
психологов
Известно, что у детей младшего школьного возраста приобретает наглядно-образное мышление. Еще Я.А. Коменский разработал принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для преподавания естествознания. “Необходимо чтобы начало познания исходило из внешних чувств (ибо ничего нет в нашем ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования