Фотоискусство как средство развития творческого потенциала

Страница 2

11. Защитная функция фотографии. Она обеспечивает подростку возможность не только дистанцироваться от травматичных переживаний, но и частично контролировать их. Контроль над ситуацией и своими чувствами дает ощущение безопасности, так важной при психологической работе с подростком.

Хотелось бы привести следующий пример. Однажды, на одном из тренинговых занятий с подростками, в процессе игры, один из ребят решил создать образ человека, покончившего жизнь самоубийством. Используя театральный грим, Максим создал на лице необходимую маску. Затем, используя веревку для упражнений и игр («веревочный» курс), которую он надел на шею, продемонстрировал группе свой образ повешенного.

Это один из подводных камней работы с подростками, на который иногда «натыкаются» психологи. В этой ситуации необходимо быть крайне осторожным, направлять все занятие на проигрывание актуализирующейся роли. Здесь очень здорово помог цифровой фотоаппарат, который оказался у одного из подростков. Он сфотографировал Максима в этой роли. Ребята внимательно рассматривали снимки, а затем захотели попробовать себя в этой роли. Они гримировались и фотографировали друг друга. Долго рассматривали свои и чужие снимки. Фотоаппарат буквально «ходил» по кругу.

После этого действа мы провели обсуждение того, что происходило. Подростки подняли волнующие их темы страхов смерти, самоубийств и др. В течение длительного времени, рассматривая фотографии, ребята описывали свои чувства по отношению к себе и другим, говорили о причинах, которые могут привести человека к такому решению, постепенно выходя на ценности жизни, на то, что доставляет радость, делает их счастливыми и красивыми. Фотографии помогли им прожить негативный опыт безопасно, посмотреть на ситуацию со стороны, трезво оценить ее и принять решение в пользу жизни.

Используя различные фототерапевтические технологии в работе, я выделила наиболее понравившиеся подросткам. Их можно использовать как самостоятельные формы, так и включать в коррекционные программы или тренинги. Главное условие – наличие фотокамеры, фотопленки и желания.

Предложенные формы фототерапии даются в виде домашнего задания. В ситуации отсутствия фотоаппарата или невозможности выполнения домашнего задания можно в каждом из предложенных упражнений использовать готовые фотографии. Это снимки, принесенные подростками из семейного архива; распечатанные фото из Интернета, которые в больших количествах по любым темам можно найти на страничках с фотообоями; профессиональные фотоснимки, вырезанные из журналов (в том числе по фотографии).

Работа, связанная с применением фотографии для решения различных психологических проблем, а так же для развития и гармонизации личности. Особый интерес она представляет для подростков. С помощью фотографии подросток решает для себя следующие задачи:

1. Выделение себя из общей массы

2. Поиск и нахождение идентичности

3. Обретение чувства независимости – Я сам нахожу то, что представляет интерес, что, отвечает на многие вопросы; Я могу моделировать окружающий меня мир и т.п.

4. Обретение группы единомышленников

5. Согласование Я-образов

6. Творческое самовыражение и др.

В подростковом возрасте, когда увеличивается разрыв между Идеальным и Реальным Я, когда мир делиться на несколько «параллельных миров», фотография дает возможность комбинировать разные элементы идеального и реального мира друг с другом, постепенно интегрируя Я-Концепцию.

Благодаря фотографиям подросток не только осваивает и проживает латентные роли, но и запечатлевает их на снимках. Образы становятся частью опыта подростка, к которому он имеет возможность возвращаться, как только возьмет снимки в руки.

Страницы: 1 2 


Статьи о педагогике:

Содержание логопедической работы по формированию синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Логопедическая работа с детьми с ОНР обуславливается рядом общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями, озвученными О.А. Карабановой [17. С. 88]: 1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Соблюдение означенного принципа не позволяет ...

Монолог как одна из форм говорения
Монологическая речь - это особый вид вербального общения людей, предполагающий процесс формирования и формулирования своих мыслей посредством звуковой системы языка. Продуктом монологического общения является монологическое высказывание, особое и сложное умение, которое нужно специально формировать ...

Этикет как составляющая этического поведения младших школьников
Умения, навыки и привычки, сформированные в дошкольном и младшем школьном возрасте, придают ребенку определенный эстетический об достаточно откровенно иллюстрирующий реальный уро его эстетической и общей культуры. В самом деле, ребенок должен узнать, а к тому же еще и приучить себя воплощать в свое ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru