Сущность "гайденс" - эксперимента на базе культурного центра
наложение наказаний при опоре на общественное мнение;
усиление контроля со стороны классного руководителя (или школьной администрации, органов самоуправления класса и школы), учителей-предметников, родителей, лиц, осуществляющих шефство над "трудными".
Если на I (ситуативной) стадии проявляется профилактический характер коррекционной педагогики, то на II (антагонистической) стадии речь идет об активном воспитательном вмешательстве в условия жизни подростков и молодежи, внесении в них коренных изменений, сопровождающихся ломкой негативных стереотипов личностного развития.
На III (доминирующей) стадии профилактической работы и активного вмешательства в процесс личностного развития недостаточно. Помимо ломки антиобщественных стереотипов проявления индивидуума необходим педагогический "взрыв" (по А.С. Макаренко). Без совместных усилий школы, семьи, милиции и, что стало весьма актуальным в наше время, медицины и религии коррекция "трудных" представляется совершенно невозможной. В частности, детская преступность растет постоянно. Поданным отдела профилактики правонарушений несовершеннолетних УВД г. Ростова, за девять месяцев 2001 г. детская преступность выросла на 44,4% по сравнению с аналогичным периодом 2000 г.; почти все юные нарушители закона и моральных норм - выходцы из неблагополучных семей. Такова картина в среднестатистическом городе; в больших и крупных городах ситуация выглядит еще более тревожной.
К основным причинам массовой дезадаптации подростков можно отнести:
отсутствие взаимопонимания и сплоченности между ведомствами, причастными к профилактической, в том числе коррекционной, работе с несовершеннолетними правонарушителями;
слабую организацию досуга детей, подростков, молодежи (в частности, множество бесплатных школьных секций и кружков существуют подчас только на бумаге, а популярные в молодежной среде дискотеки дают скорее негативный, чем положительный эффект, являясь рассадниками пьянства, наркомании, сексуальной распущенности);
невозможность для "трудных" трудоустроиться на временные рабочие места (трудоустраиваются на подобные места от службы занятости в основном благополучные дети из благополучных семей, чтобы заработать на лишнюю пару кроссовок).
Что же можно сделать для улучшения ситуации на III стадии? На наш взгляд, весьма эффективными могут быть такие меры:
повсеместное создание городских (районных) реабилитационных центров для "трудных" с привлечением к работе в них педагогов и психологов, криминологов и психиатров, священнослужителей и деятелей культуры, а также наркологов;
открытие для "трудных" рабочих мест на муниципальных предприятиях по благоустройству;
возрождение системы приемников-распределителей для беспризорных детей и подростков (не взамен, а параллельно с существующей ныне системой соцприютов, достаточно бюрократизированной, по мнению работников милиции и педагогов).
На наш взгляд, следует воспользоваться положительным опытом по предупреждению антисоциального поведения детей и подростков, накопленным в США, Франции, Германии и других развитых странах. В частности, весьма перспективными представляются специальные детско-юношеские подразделения полиции, работники которых организуют спортивные игры с юношами и девушками прямо на городских улицах, устраивают конкурсы на лучшие художественные произведения и т.п. Опыт ростовской СШ № 83, где почти половина детей относится к "трудным", показал значимость таких мероприятий и в российских условиях: в открытые здесь "правовые" классы, курируемые УВД города, записалось большинство дезадаптированных подростков. Необходимо также поддерживать деятельность различных филантропических объединений аналогичной ориентации, усиливать авторитетность скаутских организаций в детской, подростковой и молодежной средах.
Не менее актуальной становится проблема создания в школах классов специального обучения - не только для умственно отсталых, для детей с нарушением двигательного аппарата, для слабовидящих и слепых, для слабослышащих и глухих, для исправления речи, но и для социально и эмоционально неуравновешенных детей и подростков.
По-видимому, не потеряло значимости утверждение прогрессивного американского педагога И. Адлера, пришедшего еще в конце 50-х годов XX в. к такому выводу: "Детская преступность - это не болезнь отдельных семей и детей. Это социальная проблема, корни которой сидят глубоко в нашем общественном строе. Моральное заболевание молодежи - это следствие и отражение болезни нашего общества. Правильнее говорить не о детях-преступниках, а о детях в преступном обществе".
Статьи о педагогике:
Исходные принципы методики обучения литературе в иностранной аудитории
Преподаватель, даже блестяще владеющий всеми аспектами, видами речевой деятельности, еще не учитель, если не умеет обучать, не владеет средством, позволяющим делать это. Таким средством служит для учителя методическая культура, которая является стержнем, на который «нанизывается» психологическая, п ...
Общая методика повышения предметной мотивации
Эффективное формирование предметной мотивации школьников было осуществлено в рамках специального организованного обучения математике, удовлетворяющего следующим требованиям: – Цели и содержание обучения соответствуют требованиям программы по математике; – Использованные методы обучения соответствую ...
Единство общей и специальной подготовки спортсмена
Одно из фундаментальных положений научной школы спорта выражается принципом единства общей и специальной подготовки спортсмена. Этот принцип исходит из диалектического понимания взаимосвязи между спортивной специализацией и общим разносторонним развитием спортсмена. Успех спортивной специализации з ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования