Сущность "гайденс" - эксперимента на базе культурного центра

Перспективы образования » Нетрадиционные подходы к воспитанию трудных подростков » Сущность "гайденс" - эксперимента на базе культурного центра

Страница 2

наложение наказаний при опоре на общественное мнение;

усиление контроля со стороны классного руководителя (или школьной администрации, органов самоуправления класса и школы), учителей-предметников, родителей, лиц, осуществляющих шефство над "трудными".

Если на I (ситуативной) стадии проявляется профилактический характер коррекционной педагогики, то на II (антагонистической) стадии речь идет об активном воспитательном вмешательстве в условия жизни подростков и молодежи, внесении в них коренных изменений, сопровождающихся ломкой негативных стереотипов личностного развития.

На III (доминирующей) стадии профилактической работы и активного вмешательства в процесс личностного развития недостаточно. Помимо ломки антиобщественных стереотипов проявления индивидуума необходим педагогический "взрыв" (по А.С. Макаренко). Без совместных усилий школы, семьи, милиции и, что стало весьма актуальным в наше время, медицины и религии коррекция "трудных" представляется совершенно невозможной. В частности, детская преступность растет постоянно. Поданным отдела профилактики правонарушений несовершеннолетних УВД г. Ростова, за девять месяцев 2001 г. детская преступность выросла на 44,4% по сравнению с аналогичным периодом 2000 г.; почти все юные нарушители закона и моральных норм - выходцы из неблагополучных семей. Такова картина в среднестатистическом городе; в больших и крупных городах ситуация выглядит еще более тревожной.

К основным причинам массовой дезадаптации подростков можно отнести:

отсутствие взаимопонимания и сплоченности между ведомствами, причастными к профилактической, в том числе коррекционной, работе с несовершеннолетними правонарушителями;

слабую организацию досуга детей, подростков, молодежи (в частности, множество бесплатных школьных секций и кружков существуют подчас только на бумаге, а популярные в молодежной среде дискотеки дают скорее негативный, чем положительный эффект, являясь рассадниками пьянства, наркомании, сексуальной распущенности);

невозможность для "трудных" трудоустроиться на временные рабочие места (трудоустраиваются на подобные места от службы занятости в основном благополучные дети из благополучных семей, чтобы заработать на лишнюю пару кроссовок).

Что же можно сделать для улучшения ситуации на III стадии? На наш взгляд, весьма эффективными могут быть такие меры:

повсеместное создание городских (районных) реабилитационных центров для "трудных" с привлечением к работе в них педагогов и психологов, криминологов и психиатров, священнослужителей и деятелей культуры, а также наркологов;

открытие для "трудных" рабочих мест на муниципальных предприятиях по благоустройству;

возрождение системы приемников-распределителей для беспризорных детей и подростков (не взамен, а параллельно с существующей ныне системой соцприютов, достаточно бюрократизированной, по мнению работников милиции и педагогов).

На наш взгляд, следует воспользоваться положительным опытом по предупреждению антисоциального поведения детей и подростков, накопленным в США, Франции, Германии и других развитых странах. В частности, весьма перспективными представляются специальные детско-юношеские подразделения полиции, работники которых организуют спортивные игры с юношами и девушками прямо на городских улицах, устраивают конкурсы на лучшие художественные произведения и т.п. Опыт ростовской СШ № 83, где почти половина детей относится к "трудным", показал значимость таких мероприятий и в российских условиях: в открытые здесь "правовые" классы, курируемые УВД города, записалось большинство дезадаптированных подростков. Необходимо также поддерживать деятельность различных филантропических объединений аналогичной ориентации, усиливать авторитетность скаутских организаций в детской, подростковой и молодежной средах.

Не менее актуальной становится проблема создания в школах классов специального обучения - не только для умственно отсталых, для детей с нарушением двигательного аппарата, для слабовидящих и слепых, для слабослышащих и глухих, для исправления речи, но и для социально и эмоционально неуравновешенных детей и подростков.

По-видимому, не потеряло значимости утверждение прогрессивного американского педагога И. Адлера, пришедшего еще в конце 50-х годов XX в. к такому выводу: "Детская преступность - это не болезнь отдельных семей и детей. Это социальная проблема, корни которой сидят глубоко в нашем общественном строе. Моральное заболевание молодежи - это следствие и отражение болезни нашего общества. Правильнее говорить не о детях-преступниках, а о детях в преступном обществе".

Страницы: 1 2 


Статьи о педагогике:

Характеристика психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы на 3 этапе
Этап психолого-педагогического сопровождения личности на пути к профессионализму Воспитатель свободно ориентируется в вопросах инклюзивного образования, в особенностях воспитания и образования детей с ОВЗ, видит и владеет всем коллективом детей с учётом индивидуальных возможностей и потребностей ка ...

Контроль знаний по информатике и икт
Контроль является одной из основных составляющих учебного процесса, и от его правильной организации на всех этапах обучения в конечном итоге зависит качество знаний учащихся. В свою очередь составляющими контроля являются: проверка результатов обучения (правильно или неправильно) и их изме­рение (в ...

Психологические особенности дошкольников
За последние годы возрастной порог начала обучения английскому языку все больше снижается. Как правило, ребенок четырех лет считается уже вполне подготовленным к занятиям, некоторые родители стремятся отдать в группы английского языка трехлетних детей. Как к этому относиться, и какой возраст считат ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru