Основные категории психологии: индивид, личность, индивидуальность, субъект

Перспективы образования » Психология и педагогика, основные понятия » Основные категории психологии: индивид, личность, индивидуальность, субъект

Индивидом - представитель человеческого рода, имеющий определенные генетические, врожденные данные, психофизиологическую организацию. К индивидным характеристикам человека относятся динамические врожденные качества: темп и скорость реакций, своеобразные активности, реактивности и ригидности. Индивидные качества характеризуют устойчивость психических процессов и свойств, они являются врожденными, но человек - социальное существо, поэтому даже врожденные характеристики опосредуются воздействиями процесса социализации, что можно выразить понятием "индивидуальный субъект", "индивидуальная субъектность". Они характеризуют человека как специфическое существо, отличающееся от других людей и сформировавшееся в результате взаимодействия генетических и фенотипических свойств в процессе онтогенеза.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.

Сформировавшаяся личность отличается самостоятельностью в поступках, способна нести ответственность и решать проблемы, контролирует поведение, обладает силой воли, способна изменяться с течением времени.

Индивидуальность - это "сплав" врожденных и приобретенных черт, которые составляют своеобразие психики и личности, делают ее неповторимой, уникальной. Выделяют типические и дифференциальные свойства индивидуальности - темперамент, характер, способности. Индивидуальные и индивидные характеристики человека опосредуют его активность в формировании природной и социальной жизненной среды, вступают в различного рода взаимоотношения.

Субъе́кт — активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект. Природа субъекта открывается из рассмотрения общего характера душевной жизни как жизни сознания и отражения истории развития посредством памяти. Жизнь сознания, взятая в целом, имеет три специфических особенности.


Статьи о педагогике:

Воспитание силовых способностей
Понятием "силовые способности" начали широко пользоваться в последние десятилетия для конкретизации представлений о силовых возможностях или о силе как об одном из физических качеств спортсмена. В исследованиях обнаружено, что различные типы силовых проявлений (например, в статических усл ...

Гимназическое образование: прошлое и настоящее
Гимназия как тип общеобразовательного среднего учебного заведения существует уже почти пять столетий. Все это время она является важнейшим элементом образовательной системы многих европейских государств. До начала прошлого века понятие "гимназическое образование" было почти тождественно & ...

Формирование речи детей дошкольного возраста
В процессе развития речи ребёнок должен усвоить не только новые слова, но и их значения. Значения слов, как было уже указано, представляют собой обобщения ряда сходных предметов или явлений. Поэтому овладение значением слова является сложной задачей для дошкольника, обладающего ещё ограниченными зн ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru