Исследование влияния субкультуры на социальное воспитание подростков

Перспективы образования » Детская и юношеская субкультуры » Исследование влияния субкультуры на социальное воспитание подростков

Страница 5

Создание в группе позитивного эмоционального климата важно для того, чтобы школьники чувствовали себя комфортно, относились друг к другу терпимо, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать.

Получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими предполагает организацию общения с целью формирования готовности у воспитанников к осуществлению конструктивного диалога с представителями других субкультур, проявлению толерантности к культуре другого человека.

Расширение представлений о способах и вариантах самовыражения представляет собой консультирование учащихся с целью избежания воспитанником негативных реакций со стороны окружающих.

Приобретение учащимися опыта самовыражения в группе — здесь были сконструированы площадки для реализации фантазий, самовыражения воспитанников в сфере юношеской субкультуры. Проводились ролевые игры, инсценировки, демонстрации. Воспитанникам предоставлялась возможность в процессе освоения игры на гитаре разучивать и исполнять песни, выступать на концертах.

Освоение способов осмысления ценностных ориентиров субкультуры, а также понимания себя, соотношения представлений о себе с характеристикой субкультуры — в итоге получение подростком опыта понимания себя как представителя субкультуры. Здесь нами была организована работа с текстами песен с помощью таких процедур как: контент-анализ текстов, осмысление собственной позиции по отношению к тексту, написание рецензий и эссе, поиск единомышленников и оппонентов, установление взаимопонимания, обсуждение. В процессе работы этих площадок нами был организован ценностно-смысловой диалог.

Социально-педагогическая помощь в индивидуальной работе включает: содействие воспитаннику в самоопределении, посредничество в конфликтах с взрослыми и сверстниками, содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действий направленных на гармонизацию отношений с окружающими.

Индивидуальная работа с воспитанником осуществляется в такой последовательности: установление личностного контакта между педагогом и воспитанником; поиск и прояснение взаимных интересов; прояснение ситуации и намерений каждой стороны; заключение договора о взаимодействии в целях разрешения индивидуальной проблемы воспитанника; разработка соответствующего плана действий; реализация плана, текущий анализ и коррекция деятельности; рефлексия произошедших изменений; определение последствий и перспектив развития индивидуальной ситуации ребенка. После реализации договора возможен переход к новому договору и новому этапу работы по обоюдному желанию воспитанника и педагога.

В целом мое исследование подтверждает обоснованность выдвинутого в гипотезе предположения и позволяет сделать ряд выводов:

1. Специфическими проблемами, возникающими у старшеклассников — представителей юношеских субкультур являются: компенсация негативного отношения к себе крайним преувеличением и мифологизацией своей инаковости; выбор определенного внешнего субкультурного образа, который подменяет ценностное самоопределение при отсутствии у воспитанника соответствующего социального опыта; конфликтность взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, вызываемое провоцирующим имиджем и некомпетентностью в общении.

2. Социально-педагогическая помощь обеспечит разрешение проблем социализации школьников — представителей неофициальных юношеских субкультур, если:

— педагог владеет референтным для воспитанников видом деятельности, его имидж адекватен юношеской субкультуре,

— старшеклассник участвует в клубном сообществе, созданном на основе юношеских субкультурных практик,

— взаимодействие педагога и старшеклассника представляет собой конструктивный диалог.

3. Деятельность педагога в процессе оказания социально-педагогической помощи школьникам — представителям неофициальных юношеских субкультур предполагает: создание в группе позитивного эмоционального климата; содействие учащимся в приобретение необходимого социального опыта (конструктивного межличностного взаимодействия, самовыражения в группе, обсуждения, осмысления и понимания идеологии субкультуры и понимания себя), расширение представлений о способах и вариантах самовыражения, помощь воспитаннику в самоопределении, осуществление посредничества в конфликтах со взрослыми и сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Особенности обучения иностранному языку на начальном этапе обучения
Младший школьный возраст (7-11 лет) является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком. Пластичность природного механизма усвоения языка, имитационные способности, природная любознательность и пытливость, яркость воображения, потребность в познании нового, отсутствие так называемого & ...

Педагогическая система Иоганна Гербарта и Адольфа Дистерверга
Заметную роль в разработке педагогических основ вос­питания сыграл Иоганн Гербарт, хотя частично его идеи носили консервативный характер. Именно с этих позиций он считал необходимым подавлять в детях «дикую рез­вость», используя для этого физические наказания, а так­же осуществлять неослабный надзо ...

Влияние глобализации на образование в современном мире
Влияние глобализации на образование обусловлен следующими факторами: · Перенос на социальную сферу в целом и на образование в частности неолиберальной идеологии, которая характерна для глобальной экономики; · Развитие НТП и информационных технологий, что объективно обуславливают возможность интегра ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru