Исследование влияния субкультуры на социальное воспитание подростков

Перспективы образования » Детская и юношеская субкультуры » Исследование влияния субкультуры на социальное воспитание подростков

Страница 3

Количество учащихся старших классов, идентифицирующих себя с представителями той или иной неофициальной юношеской субкультуры, колеблется в разных образовательных учреждениях от 11 до 59%, примерно столько же (от 12 до 52%) тех, кто сознательно не относит себя ни к одной из неофициальных юношеских субкультур. Число учащихся, не в полной мере определившихся с ответом, составляет от 6 до 42%. При этом желание идентифицировать себя с определенной субкультурой заявили 56,6%, не высказали такого стремления 30,2 % опрошенных, неопределенную позицию в выборе субкультуры продемонстрировали- 13,2 %.

Сравнение результатов изучения старшеклассников — представителей юношеских субкультур с остальными сверстниками позволяет констатировать, что у представителей субкультур в 2,68 раза ниже уровень направленности на социально приемлемую деятельность в 1,7 раз меньше претензий на лидерство в группе, в 2 раза слабее, чем у сверстников представлена субъективная значимость занятий по интересам.

При изучении юношей и девушек — представителей субкультуры рокеров (16,7% от общего числа опрошенных), явная угроза негативных тенденций социализации не проявилась. Также весьма благополучной группой могут считаться реперы (13,5%). Среди футбольных фанатов, составляющих от общего числа респондентов 11,9%, проблемы в социализации могут быть зафиксированы в основном у девушек. Явно обозначившейся проблемой у представителей субкультуры скинхедов (5% всех участвующих в опросе) является склонность к неконтролируемой агрессии и эмоциональная неуравновешенность (юноши — 44%, девушки — 20%). Обобщение полученных результатов позволяет назвать среди наиболее типичных проблем социализации для девушек — представителей неофициальных юношеских субкультур: непринятие образа собственного тела, низкая мотивация учебной деятельности (скинхеды, футбольные фанаты). Еще одной общей чертой является то, что образ отношений с юношами лишен романтизма (футбольные фанаты). Специфичной характеристикой может быть названа слабая ориентированность на сферу деловой активности у девушек-скинхедов. Среди респондентов — учащихся старших классов г. Таганрога наименее массовыми являются такие субкультуры, как «панки» и «хиппи» — по 1,7%.

Исходя из социально-педагогической концепции А.В. Мудрика, социально-педагогическую помощь можно трактовать как внешнее действие, которое придает личности ресурс, недостающий в какой-либо конкретной социальной ситуации. Помощь становится движущей силой процесса активизации ресурсов, управления его использованием .

Социально-педагогическая помощь старшеклассникам — представителям неофициальных юношеских субкультур возникает на границах стихийной, относительно управляемой и относительно социально-контролируемой социализации, и более или менее сознательного самоизменения человека; имеет характер диалектического компромисса:

— при безусловном принятии воспитанника, какие бы идеи он ни разделял, информирование его о возможных социальных санкциях,

— при выстраивании диалога между культурой и субкультурой, предъявление общепринятых образцов,

— при организации движения мысли в диалоге от субъективных смыслов школьника к социокультурным значениям, оснащение воспитанника недостающими средствами понимания и самовыражения.

На основе идей педагогической герменевтики И.Д. Демаковой представляется возможным сформулировать еще одно условие социально-педагогической помощи старшеклассникам — представителям неофициальных юношеских субкультур — адекватность имиджа педагога — субъекта помощи юношеской субкультуре, владение педагогом референтной для старшеклассников деятельностью.

Внешний вид педагога должен соответствовать основным тенденциям моды, чтобы привлечь и расположить к себе учащихся, однако, элементы одежды не должны выражать предпочтительного отношения к какой-либо из субкультур. Умение словом и действиями настроить человека на себя — является важными составляющими имиджа. В нашем случае необходимо говорить о так называемой стилизованной коммуникации. Это умение педагога использовать адекватные для молодежной субкультуры способы передачи информации, получения ответов, налаживания взаимоотношений, обмена мнениями. Стиль поведения педагога не должен вступать в противоречия с основной целью оказания социально-педагогической помощи. Его манера действий должна внушать воспитанникам доверие, чувство безопасности, ощущение порядочности педагога, компетентности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Развивающая среда и художественное творчество дошкольников
В детском саду ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности художественной деятельности. Конечно, не все время и не все дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для те ...

Типы обучения
Существует несколько типов обучения или донесения информации, которые мы рассмотрим ниже. 1. первый тип – это донесение информации до других людей, просто «вываливая» ее на них, вне зависимости, что они потом с ней будут делать и как ею распорядятся. 2. второй тип обучения – это практическая тренир ...

Особенности альтернативных систем обучения
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который бы не задумывался над ней. Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основ ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru