Понятие эстетического воспитания дошкольников и его особенности и средства в дошкольном возрасте

Перспективы образования » Театрализованная игра как средство эстетического воспитания » Понятие эстетического воспитания дошкольников и его особенности и средства в дошкольном возрасте

Страница 2

Эстетическое воспитание обеспечивает, как отмечает В.И. Логинова, комплексный подход к развитию личности, включающий трудовое и нравственное воспитание, оно способствует подготовке всесторонне развитой, гармонической личности с активной жизненной позицией, проявляющейся в отношении к труду, окружающим людям.

Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте имеет свои особенности, которые определяются своеобразной целью эстетического воспитания. По мнению В.Т. Лихачева цель эстетического воспитания применительно и к зрелой личности, заключается в формировании творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Занималась изучением особенностей эстетического воспитания Н.А. Ветлугина. Она отмечает, что в основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.

Автор обращает внимание на особенность методов эстетического воспитания. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога. Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения, поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепианной пьесы. Автор делит методы эстетического воспитания на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей, почувствовали выразительность художественных средств .

Существо методов эстетического воспитания, уточняет Н.А. Ветлугина, зависит от возраста детей. Приобщая малышей к прекрасному, воспитатель обращает их внимание на то, какие листья осенью, хорошо, если в комнате порядок, чистота. Перед старшими ставится иная задача - посильного, но активного «преобразования» окружающего мира под руководством взрослого. Дети должны не только наблюдать и оценивать, но уметь оформить уголок для игр, сделать поделки и так далее. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.

Автор выделяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий. К ним она относит:

- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

- метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды выработки навыков культуры поведения;

- метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим и практическим действиям:

- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире .

Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление - прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства. Этот метод можно считать в равной мере как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или последующим комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль ребенка.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Данные педагогических экспериментов
Исследование проводилось в школе №3 района, области в 3"А" и 3"Б" классах. Задача констатирующего эксперимента: выявить типичные речевые ошибки в работах учащихся. Для решения данной задачи было определено два класса - экспериментальный и контрольный. Экспериментальным классом я ...

Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности
Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности. Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не времен ...

Метод моделирования
Этот метод состоит в замене исходной задачи другой задачей, моделью исходной. Примером использования такого метода является широко применяемый метод решения текстовых (сюжетных) задач путем составления уравнения или системы уравнений. Приведем пример использования этого метода. Задача 8. В квартире ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru