Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка

Страница 5

Основной доминирующей микросредой на эвристическом этапе творческого развития является микросреда класса, школы, вуза, колледжа, лицея. Можно сказать, что на данном этапе превалирует культурно-образовательная микросреда, создающая предпосылки творческой деятельности в процессе ее интеграции с культурно-досуговой микросредой. С этим связан характер внутригрупповой жизни, традиции коллектива, взаимоотношения, характера лидерства. Сложившаяся в любительской общности индивидуальная микросреда во многом определяет развитие человека, его творческие успехи и эмоциональное благополучие.

Микросоциальные отношения, возникающие в эвристической деятельности, выражаются в гуманизации пространства межличностного взаимодействия, усиленном стремлении к общению и взаимодействию в процессе познания, определение своей социально-творческой позиции через соответствующее стремление к деятельности.

Общество сверстников смыкается в своем влиянии на творческое развитие с увеличенными возможностями проявления социальных факторов. Поэтому приоритеты в процессе творческого развития отдаются интегрированным формам деятельности, а приобщение к творчеству осуществляется в расширенном социокультурном пространстве.

Формирующееся чувство красоты и особая направленность восприятия дополняются духовными и эмоционально углубленными проявлениями, которые возникают на фоне возрастания эстетического начала.

Преобладание образовательной микросреды и общества сверстников обусловливает появление мотивов и потребностей в социальном, культурном, нравственном, духовном, художественно-эстетическом и, наконец, творческом развитии. Это тесно связано с отмеченными нами рефлексией, самоактуализацией и мобилизацией активности подростка, стремлении проявить свои потенциальные возможности в конкретном деле. Все это позволяет говорить о необходимости мотивационно-потребностного блока, который помогает отысканию нужной для индивидуальности сферы самореализации.

Макросреда создает более широкий фон для возможных творческих проявлений. Она вместе с обществом сверстников обеспечивает обогащение культурно-образовательного процесса через вхождение в мир культуры. От этого в конечном итоге зависят нравственные позиции и ценностные ориентации, а также своеобразие творческого поведения.

Преобладание общества сверстников, в котором формируется субкультура и личность участника, является важнейшим фактором, определяющим нравственные ориентиры творчества. В данном случае качества, вырабатываемые в процессе приобретения творческого опыта, становятся движущей силой развития как проявление индивидуальных, личностных и характерологических особенностей. Данный блок творческого развития представляется в виде личностно-характерологической подсистемы.

Вместе с тем, преобладание микросреды способствует тому, что в процессе деятельности значительно повышается социальная, нравственная, духовная и личностная ценность творчества, что влияет на способности через иерархию ценностей. Этот механизм, действие которого основано на стимуляции творческих ориентаций через доминирующие ценности, можно обозначить как ценностно-ориентационный блок творческого развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Основные задачи и методы педагогического эксперимента
Обучение алгебре, как и любому учебному предмету, может стать средством формирования личности, если учителю удаётся правильно организовать свой труд, грамотно, квалифицированно анализировать индивидуальные особенности учащихся. Планируя индивидуальные задания, составляя проверочные работы разных ур ...

Основные категории психологии: развитие, формирование
Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики — ее изменение в процессе деятельности, при общении, познании. Она ...

Общие свойства и особенности города
Нет недостатка в словах и выражениях, в которых города характеризовались как исключительное явление: “Город — интеграл человеческой деятельности”, “Города есть лучшее из того, что создано человеческой цивилизацией за всю историю ее развития”, “Города — духовные мастерские человечества”, “Город — од ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru