Социокультурная среда как условие формирования основ эстетического воспитания младших школьников

Перспективы образования » Социокультурная среда как условие формирования основ эстетического воспитания младших школьников

Согласно современным научным теориям, воспитание и развитие детей должно опираться на культурный опыт и традиции, не только существующие в пространстве художественной среды, но и продуцирующие, создающие такую среду. Это позволит глубоко воспринимать, осваивать, воспроизводить и творчески преобразовывать духовно-нравственные ценности (Л.С. Выготский, М.С. Каган, Н.И. Киященко, А.Н. Леонтьев, О.П. Радынова, Л.А. Рапацкая, О.С. Ушакова, Г.М. Цыпин и др.).

Понятие «эстетическая культура» достаточно распространено в современной научной литературе, к сожалению, имеющиеся научно-педагогические исследования, позитивный педагогический опыт приводят лишь к частичным усовершенствованиям процесса формирования эстетической культуры, в своей принципиальной основе она остается неизменной. Объясняется это, на наш взгляд, недостаточным осознанием и теоретической неразработанностью самой сути эстетической культуры, недооценкой преобразований в содержании, технологии и результатах учебно-воспитательного процесса.

Мы рассматриваем эстетическое как более широкое по своему существу, отличное от художественного понятие.

Анализ психологических исследований сущности эстетического позволяет сделать следующие выводы: а) «эстетическое» есть аспект человеческой деятельности и воспитания, и реализуется оно в наличных видах труда, познания, ценностной ориентации и т.п.; б) понятие «эстетическое» имеет вполне различимые границы, начиная от определения того общего (или отдельных разрядов общности), которое свойственно всем его (или отдельным группам) модификациям до характеристики универсальной гармонизации природной среды и человеческих отношений, выступающей как некий интеграл и общая цель деятельных усилий человечества; в) «эстетическое - это вся совокупность человеческих взаимодействий и отношений со всем миром, нацеленных на достижение гармонии с Природой, Космосом, Социумом, или Обществом, и Каждого с любым Другим».

Овладение эстетической культурой возможно в результате эстетического воспитания. Эстетическое воспитание представляет собой сложный и многогранный процесс, включающий воспитание средствами окружающей действительности, красотой труда, отношений в коллективе, средствами художественного творчества. Оно формирует личность всеми эстетически значимыми предметами и явлениями. Безусловно, влияние таких факторов, как природа, труд, наука, архитектурная, социокультурная среда и т.д. играет немаловажную роль в эстетическом воспитании младших школьников.

Исходя из вышесказанного, целью работы является – изучение влияния социокультурной среды на формирование эстетического воспитания младших школьников.

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка;

Рассмотреть факторы, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников;

Выявить условия, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников.

Гипотеза исследования такова: если учитывать все компоненты социокультурной среды как условия формирования основ эстетического воспитания, то процесс целенаправленного развития способности личности младшего школьника к пониманию прекрасного в искусстве и действительности, будет правильным и полноценным.


Статьи о педагогике:

Развитие быстроты
Воспитание быстроты двигательной реакции. Для воспитания быстроты простой реакции рекомендуется повторно выполнять ответные действия на заранее обусловленный и внезапный сигнал (по свистку принять определенную позу, начать движение, остановиться, изменить направление движения и т. п.). Уход со стар ...

Анализ состояния работы по патриотическому воспитанию в Сосногорском районе
Проанализируем деятельность детских объединений патриотической направленности в г Сосногорске. В городе на базе школ созданы патриотические клубы: «Открытие» (СОШ№1), «Поиск» (СОШ №2), «Регион» (СОШ №3), «Друзья» (с.Усть-Ухта) , музей «Молодой гвардии» (СОШ №4) и др. В городе проводятся мероприятия ...

Характеристика психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы на 2 этапе
2 Этап психолого-педагогического сопровождения – преобразования и поиска наиболее рациональных методов и приёмов психолого- педагогического сопровождения Осваивая все новые функции: сначала патронажного воспитателя, затем воспитателя инклюзивной группы, консультанта по семейным вопросам, воспитател ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru