Социокультурная среда как условие формирования основ эстетического воспитания младших школьников

Перспективы образования » Социокультурная среда как условие формирования основ эстетического воспитания младших школьников

Согласно современным научным теориям, воспитание и развитие детей должно опираться на культурный опыт и традиции, не только существующие в пространстве художественной среды, но и продуцирующие, создающие такую среду. Это позволит глубоко воспринимать, осваивать, воспроизводить и творчески преобразовывать духовно-нравственные ценности (Л.С. Выготский, М.С. Каган, Н.И. Киященко, А.Н. Леонтьев, О.П. Радынова, Л.А. Рапацкая, О.С. Ушакова, Г.М. Цыпин и др.).

Понятие «эстетическая культура» достаточно распространено в современной научной литературе, к сожалению, имеющиеся научно-педагогические исследования, позитивный педагогический опыт приводят лишь к частичным усовершенствованиям процесса формирования эстетической культуры, в своей принципиальной основе она остается неизменной. Объясняется это, на наш взгляд, недостаточным осознанием и теоретической неразработанностью самой сути эстетической культуры, недооценкой преобразований в содержании, технологии и результатах учебно-воспитательного процесса.

Мы рассматриваем эстетическое как более широкое по своему существу, отличное от художественного понятие.

Анализ психологических исследований сущности эстетического позволяет сделать следующие выводы: а) «эстетическое» есть аспект человеческой деятельности и воспитания, и реализуется оно в наличных видах труда, познания, ценностной ориентации и т.п.; б) понятие «эстетическое» имеет вполне различимые границы, начиная от определения того общего (или отдельных разрядов общности), которое свойственно всем его (или отдельным группам) модификациям до характеристики универсальной гармонизации природной среды и человеческих отношений, выступающей как некий интеграл и общая цель деятельных усилий человечества; в) «эстетическое - это вся совокупность человеческих взаимодействий и отношений со всем миром, нацеленных на достижение гармонии с Природой, Космосом, Социумом, или Обществом, и Каждого с любым Другим».

Овладение эстетической культурой возможно в результате эстетического воспитания. Эстетическое воспитание представляет собой сложный и многогранный процесс, включающий воспитание средствами окружающей действительности, красотой труда, отношений в коллективе, средствами художественного творчества. Оно формирует личность всеми эстетически значимыми предметами и явлениями. Безусловно, влияние таких факторов, как природа, труд, наука, архитектурная, социокультурная среда и т.д. играет немаловажную роль в эстетическом воспитании младших школьников.

Исходя из вышесказанного, целью работы является – изучение влияния социокультурной среды на формирование эстетического воспитания младших школьников.

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка;

Рассмотреть факторы, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников;

Выявить условия, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников.

Гипотеза исследования такова: если учитывать все компоненты социокультурной среды как условия формирования основ эстетического воспитания, то процесс целенаправленного развития способности личности младшего школьника к пониманию прекрасного в искусстве и действительности, будет правильным и полноценным.


Статьи о педагогике:

Социально-исторические предпосылки введения учебного предмета «Основы православной культуры» в содержание общего образования России
Современный период в нашей истории и образовании – это время, когда произошла смена ценностных ориентиров и общественных идеалов. На рубеже веков, в которых пришлось жить нам и нашим детям, вследствие крупных социально – политических изменений произошли глобальные перемены и в человеческом сознании ...

Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению
Кружковая работа по краеведческой литературе в школе находит большее распространение среди старшекласс­ников. Однако при должном руководстве в среднем звене она также вызывает интерес учащихся и приводит к ощутимым результатам. Кружок литературных краеведов объединяет уча­щихся средних или старших ...

Экспериментальное исследование развития внимания первоклассников
Исследование проходило в течение 2008-2009 учебного года и включало в себя три этапа. На первом этапе проводился теоретический анализ литературных источников по теме исследования, определялись объект, предмет, цели и задачи исследования, подбиралась соответствующая методика. На втором этапе проводи ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru