Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка
Усвоение социально-художественного познания, интенсивно происходящее в рассматриваемый момент развития, ставит перед необходимостью подчинения творческих задач и потребностей, возникающих в ближайшем окружении, единой стратегии, задаваемой досуговой деятельностью. Студийная среда приближает творческую личность к реальному выполнению различных видов творчества. Все это позволяет говорить о появлении у младших школьников микросоциальных отношений, в которых начинает формироваться личность через актуализацию заложенных в ней свойств.
Через элементы творчества, включаемые в деятельность на репродуктивной стадии деятельности, педагог постепенно начинает переходить к формированию устойчивой ориентации на инновационную деятельность. Художественно-творческий опыт, получаемый в ходе обогащения восприятия, способствует той степени успешности, которая позволяет добиваться совершенства и качественных результатов, но при этом не выходит за рамки определенной заданности в восприятии, мышлении, воображении. Однако при этом проявляются предпосылки, создающие основу для поиска нового решения и выхода за пределы предугадываемых возможностей.
Рассмотренные особенности способствуют тому, что в деятельности младшего школьника появляется целый ряд стимулов, которые способствуют становлению творческих отношений, проявляющихся в ином взгляде на окружающий мир, нестандартном подходе к жизненным ситуациям, изменении стиля жизнедеятельности, общения, системе ориентаций. Все это подводит к существенным изменениям в духовно-нравственной среде.
Педагогические возможности, заложенные в репродуктивной деятельности, тесно связаны, с одной стороны, с субкультурой и формирующимися отношениями, обусловленными возрастными детерминантами и, с другой, личностным развитием. Проникновение субкультуры ближайшего социального окружения в субкультуру клубной среды и их взаимопроникновние приводит к доминированию сначала неформальных, а затем - деловых отношений, которые, в конечном итоге оказывают обратное воздействие и на субкультуру группы сверстников, что имеет немаловажное значение. Изменение субкультуры сказывается и на общем культурном развитии участников. Их творческий рост идет параллельно с изменениями в культурной составляющей творческого развития. Подтверждение этому мы находим в трудах И.В. Бестужева-Лады, Б.И. Гришина, Л.А. Гордона, Г.А. Евтеевой, С.Н. Иконниковой, Э.В. Клопова, В.Д. Патрушева, Б.Л. Парыгина, показывающих, что поэтапное развитие и усложнение досуга в процессе творческого развития может рассматриваться как самоизменение культуры. В этом проявляется культурная значимость жизнедеятельности общества и деятельности в предпочитаемой области.
Творческое развитие в этом периоде обусловлено действием двух психолого-педагогических механизмов. Социальное окружение неразрывно связано с актуализацией и действием потенциальных свойств и отношений, выражающихся в интересах, склонностях, задатках (блок потенциальных возможностей). Клубная среда, входя в культурно-досуговое пространство, мобилизирует в участнике главным образом необходимые знания, совершенствует и развивает умения и навыки (художественно-творческий опыт деятельности). В этот период активно включается в действие когнитивно-деятельностный блок, связанный не только с общими, но и специальными творческими способностями.
Статьи о педагогике:
Своеобразие познания детьми дошкольного возраста окружающего мира
Нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции у ребенка, суетливость, обилие дви ...
Информатизация химического образования
В последнее десятилетие отмечается активное внедрение компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. В системе государственного управления образованием этому вопросу уделяют самое пристальное внимание. Каждый день информационное сообщество российских учителей ...
Формирование лексических навыков
Различные данные позволяют выделить в лексическом навыке следующие компоненты: а) Слуховые и речевые следы от самого слова в их соотнесенности: благодаря последней осуществляется слуховой контроль за «формальной» правильностью слова. б) Соотнесенность слуховых и речедвигательных следов слова со зри ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования