Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Перспективы образования » Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

В последние годы остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. В России активизировалось исследование проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные понятия изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; исследуются творческое мышление и творческие способности.

Развитие творческих способностей младших школьников является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность; воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

В соответствии с ФГОС второго поколения нагрузка внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю. Во внеурочной деятельности имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. Ученые и методисты XX века (К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов, Е.Е.Соловьева) считали, что основная задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания. С точки зрения педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.

Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать программу, нацеленную на развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника.

Предмет исследования: программа, нацеленная на развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей будет эффективным, если при реализации программы учитывать следующие педагогические условия:

организация творческой деятельности коллектива младших школьников с соблюдением таких этапов, как стартовая беседа, планирование, подготовка, проведение дела и его анализ;

– создание ситуации успеха;

– организация работы в малых группах;

– планирование коллективных дел в русле общей цели воспитания – всестороннего развития личности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

Проанализировать психолого-педагогическую методическую литературу по проблеме развития творческого интереса во внеурочной деятельности.

Выявить особенности внеурочной деятельности младших школьников.

Изучить своеобразие творческих способностей и их формирование в младшем школьном возрасте.

Теоретически обосновать и разработать программу развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности и определить ее эффективность.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, апробация программы, нацеленной на развитие творческих способностей младших школьников, диагностические методы.

Новизна исследования: изучены, проанализированы и уточнены термины: «внеурочная деятельность», «творческие способности»; теоретически обоснована программа развития творческих способностей во внеурочной деятельности.

Практическая значимость: разработаны конспекты занятий по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности на основе модульных технологий.

База исследования: МАОУ СОШ №31 г.Ишима Тюменской области.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.


Статьи о педагогике:

Формирование лексических навыков
Различные данные позволяют выделить в лексическом навыке следующие компоненты: а) Слуховые и речевые следы от самого слова в их соотнесенности: благодаря последней осуществляется слуховой контроль за «формальной» правильностью слова. б) Соотнесенность слуховых и речедвигательных следов слова со зри ...

Экспериментальная проверка разработанной технологии обучения
Любая образовательная деятельность будет эффективной только в том случае, если это не разовые действия, а целостная система мер и воздействий, нацеленная на необходимое преобразование в подготовке будущего специалиста. Только комплексное применение и использование всего методического, управленческо ...

Коммуна имени Феликса Дзержинского
В Большой Советской Энциклопедии под понятием «коммуна имени Феликса Эдмундовича Дзержинского» мы находим: «Коммуна имени Ф. Э. Дзержинского, детское воспитательное учреждение. Создано в посёлке Новый Харьков (пригород Харькова) на добровольные отчисления из заработной платы чекистов Украины (как п ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru