Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных группах
Для детей старшего дошкольного возраста характерно сочетание игровых и изобразительных средств передачи образа. Желая стать активным участником изображаемых событий, ребенок испытывает потребность в игровом отношении к образу. Содержание игровых приемов в этом возрасте определяется как игровое общение. Процесс коллективной изобразительно-творческой деятельности успешно осуществляется в условиях игры. При этом игровой прием создает положительную мотивацию деятельности, в которой раскрываются взаимоотношения детей, осуществляется "обучение" игровых персонажей, разгадываются загадки.
Сюжетный мотив, определяя игровой характер общения детей, объединяет коллектив единой творческой задачей. Ролевые нагрузки распределяются так, что каждый участник свободен в воплощении творческого замысла. Формирование замысла на основе сюжетного мотива осуществляется в процессе знакомства детей с шедеврами детской литературы, посещения спектаклей, экскурсий.
На занятиях дети выступают в роли художников - мультипликаторов. Этот игровой прием вводится с учетом интереса детей к мультипликационным фильмам, а также их активности, жажды деятельности, наличия опыта в изобразительном творчестве.
На этапе подготовки к занятию задача педагога - актуализировать опыт эстетического восприятия произведения искусства. Организуя беседу, педагог делится с детьми своими впечатлениями, стимулирует активность детей, желание высказать свое отношение к героям произведения, умение через слово определить художественный образ.
В вводной части занятия игровой прием помогает формированию замысла коллективной работы: дети получают письмо, в котором их приглашают принять участие в конкурсе мультфильмов. Впервые им предложена увлекательная, но незнакомая роль. Почувствовав некоторую неуверенность детей, педагог помогает детям обрести уверенность. Чтобы фильм по сказке получился интересным, все вместе обсуждают и создают сюжетный мотив. Каждый ребенок в группе - это неповторимая творческая личность, поэтому он выбирает тот момент в сюжетной канве, который ему близок, сокровенный смысл которого он смог бы раскрыть доступными изобразительными средствами.
Наступает момент воплощения замысла. Его успешному осуществлению помогает прошлый опыт творческой деятельности детей в сюжетном рисовании. Но в данной ситуации игровой мотив предъявляет особые требования к передаче сюжета - его смысловую связность. У каждого участника творческой деятельности образы персонажей, воплощенные в композиционном решении, получают личностное преломление. В этой противоречивой ситуации заложен глубокий воспитательный смысл. Испытывая потребность быть участником столь ответственной работы, каждый ребенок, с одной стороны, переживает свою сопричастность миру искусства, с другой, - только ему понятному, близкому миру переживаний, предпочтений, симпатий. На этом этапе рождается "личностный смысл" искусства и творчества (А.Н.Леонтьев).
В конце занятия педагог приглашает творческую группу / режиссера, мультипликаторов, оператора / осуществить "монтаж" фильма. Первое обсуждение может вызвать споры, несогласие в группе. В процессе "монтажа" фильма на длинной ленте из плотной бумаги анализ результатов творчества органично вписывается в игровую ситуацию, активность детей проявляется в предложениях, дополнениях, оценках. Затем фильм "демонстрируют" с помощью телевизора, выполненного детьми на занятиях по конструированию. После просмотра и обсуждения фильм упаковывают в коробку и отправляют на конкурс. Целесообразно этап "монтажа" и просмотра фильма осуществлять в свободное время, после занятий.
Статьи о педагогике:
Сущность понятия «культура речи»
С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самы ...
Психопросвещение о нарушении развития речи
Первые лепетные слова появляются у ребенка в конце первого — начале второго года жизни. Сначала это одно- и двусложные слова: «дай», «на», «мама», «ляля» (двусложные состоят из серии одинаковых слогов) и т.п. При попытке воспроизвести трехсложное слово малыш обычно опускает один из слогов: «мако» — ...
Психология личности
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процесс ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

