Структура системы межличностных отношений старших дошкольников в группе сверстников

Перспективы образования » Особенности развития взаимоотношений дошкольников в игре » Структура системы межличностных отношений старших дошкольников в группе сверстников

Страница 3

Как упоминалось выше, старшие дошкольники – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских отношений. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Если у ребенка к 6 – 7 летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем – либо из одногруппников, это значит что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесниками, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним кому-то важно и интересно.

Результаты исследований показывают, что отношения к другим и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении старшего дошкольного возраста. У детей старшего дошкольного возраста дружеские отношения ещё недостаточно устойчивые, складываются по случайным и несерьезным мотивам. Спросите у старшего дошкольника, почему он дружит с Витей или Катей: "Потому что живем в одном доме", "Потому что он дает мне свои игрушки". Наблюдается быстрая смена друзей, смена симпатий и антипатий. В этом возрасте дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Таким образом, самый старший дошкольник положительно или отрицательно оценивает друг друга преимущественно на основании того, что дружба может дать лично ему, что его друг делает для него. Требования, предъявляемые друг к другу, ребенок не всегда относит к себе, он ещё не осознает того, что дружба должна строится на равенстве прав и взаимных обязанностей. Например, приходилось слышать такое высказывание девочки из подготовительной группы: "Моя подруга Света очень хорошая, она не спорит со мной, она всегда во всем со мной согласна. А Женя была плохая подруга, все хотела делать по-своему, не уступала мне. Теперь я с ней не дружу". Такая односторонняя субъективно-эмоциональная оценка друга объясняется недостаточным опытом морального поведения первоклассника в коллективе. Дети этого возраста ещё только входят в жизнь коллектива, они ещё не научились строить свои отношения на взаимном уважении друг друга.

По данным социометрических исследований отмечено, что для старших дошкольников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимым являются следующие особенности:

- опрятная внешность;

- принадлежность к группе;

- готовность поделится вещами, сладостями.

Второе место в этом возрасте занимает хорошая успехи на занятиях. Таким образом, старшие дошкольники оценивают своих сверстников, прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне. Постепенно, по мере освоения ребенком действительности, у ребенка складывается система личных отношений в группе. Её основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими. К концу старшего дошкольного возраста критерии приемлемости несколько меняются. К началу школьной жизни опыт моральных взаимоотношений в коллективе богаче. На этой основе у ребят складываются более глубокие и прочные товарищеские и дружеские взаимоотношения, которые начинают играть все более значительную роль в формировании нравственных качеств характера. Дружеские чувства проявляются уже в стремлении быть полезным товарищу, в согласии своих действий и поступков, начинают формироваться более интимные дружеские чувства, которые выражаются в сочувствии, в стремлении поделится с другом радостями и горестями. Разлады и конфликты, как правило, переживаются детьми, уже серьезно и глубоко. К концу старшего дошкольного возраста при оценке сверстников на первом месте стоит общественная активность, в которой дети уже ценят организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного воспитателем. В этом возрасте для детей становится значимым и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru