Понятие о взаимоотношениях в детском возрасте
Дети влияют друг на друга в нескольких важных отношениях. Во многих ситуациях они оказывают друг другу эмоциональную поддержку, выступают в роли моделей для подражания, подкрепляют поведение друг друга и поддерживают сложные, требующие богатого воображения игры. Они также создают систему эмоциональных взаимоотношений, которые поощряют (или наоборот, отбивают охоту) вести себя агрессивным способом.
Так исследования, проведенные в 1992 г. показали, что когда перед дошкольниками разыгрывали кукольные спектакли, героями которых оказывались их друзья или просто знакомые, попавшие в беду, дети реагировали по-разному, в зависимости от того, с кем именно случилась беда. На проблемы друг друга они реагировали более бурно, чем на трудности просто знакомого им ребенка, и обнаруживали готовность помочь именно другу.
Дети помогают друг другу осваивать социальные навыки. Например, мальчики, играющие агрессивно, могут поначалу просто подражать героям телепередач, которые они видели, а затем начинают подражать друг другу. Они продолжают реагировать и отвечать на реакции, следуя образу, который поддерживает и постепенно расширяет эту новую игру. Такое взаимодействие иногда называют социальной реципрокностью.
Наблюдая за детьми в яслях, детских садах и центрах, можно заметить, что одни дети популярны среди своих сверстников, а другие нет. Такое положение может сохраняться на протяжении многих лет: детей, которых отвергают сверстники в детском саду, скорее всего, будут отвергать и их одноклассники в начальной школе.
Позже, как считает Тарнер (1987 г.), в подростковом и зрелом возрасте у них весьма вероятно возникновение проблем с социальной адаптацией.
Во многих исследованиях установлено, что популярные дети более склонны к сотрудничеству и просоциальному поведению во время игры со сверстниками. Непопулярные дети либо ведут себя более агрессивно и держатся особняком, либо, будучи "белыми воронами", просто выпадают из типичных занятий сверстников.
Что здесь причина, а что следствие, разобраться нелегко. Начинают ли отвергаемые дети вести себя недружелюбно вследствие того, что их игнорируют, или причиной такого отношения к ним других детей служит их собственное поведение? Один исследователь заснял на видеопленку мальчиков старшей группы детского сада, пытавшихся присоединиться к игре сверстников. Оказалось, что демонстрируемые или социальные навыки с большой вероятностью предсказывают, какой социальный статус каждый из этих детей будет иметь в первом классе. В этом и в других исследованиях было обнаружено, что популярные дети обладают рядом навыков про социального поведения:
- владеют разнообразными социальными навыками про социального поведения;
- постепенно подключаются к групповым занятиям, делая уместные замечания, делясь информацией, и только потом переходят к активным действиям;
- чувствительны к потребностям и действия других;
- не навязывают свою волю другим детям;
- соглашаются играть рядом с другими детьми;
- умеют поддерживать дружеские отношения;
- при необходимости приходят на помощь;
- способны поддерживать разговор;
- делятся интересной информацией;
- откликаются на предложения других детей;
- умеют разрешать конфликты, выходя на помощь, сотрудничество.
Когнитивный подход к просоциальному поведению: понимание себя и других
До сих пор в работе рассматривалось, как дети осваивают отдельные элементы и фрагменты про социального поведения – научаются сотрудничать и проявлять участие, управлять своими чувствами или вести себя агрессивно. Однако поведение детей носит более комплексный характер.
Чтобы сформировать про социальное поведение, соответствующее их полу, семейным и культурным традициям одновременно, дети должны собрать все эти элементы и фрагменты в целостные структуры.
Исследователи расходятся во взглядах на то, как именно происходит такая интеграция моделей про социального поведения. Большинство соглашается с тем, что дети, взрослея, становятся менее зависимы от правил, ожиданий, поощрений и наказаний, источниками которых являются другие люди, и более способны к самостоятельным суждениям и регулированию своего поведения.
Сторонники когнитивных теорий развития утверждают, что интеграция ребенком моделей социального поведения совпадает с развитием у него понятия себя, вместе с некоторыми социальными понятиями и гендерными схемами. В дальнейшем эти понятия помогают детям выбрать нужную линию поведения в различных социальных ситуациях. Дошкольный период – это как раз то время, когда строятся некоторые из этих базисных понятий.
Статьи о педагогике:
Содержание образования как средство развития мотивации
В соответствии с тематикой моего исследования обратимся к рассмотрению двух основных категорий дидактики процесса обучения и его основных компонентов, из которых наибольший интерес для нас представляет содержание образования
. Понятие процесса обучения исследовалось такими учеными как: Бабанский Ю. ...
Содержание и
последовательность изложения
Тема «Электролиз растворов и расплавов» логически продолжает изучение закономерностей протекания химических реакций, смещения равновесия обратимых процессов и является одним из существенных вопросов теории растворов. Многие вопросы промышленности, металлургии связаны с явлением гидролиза солей, пос ...
Особенности развития внимания первоклассников
Задачами данного параграфа являются: - раскрытие содержания понятий: «развитие», «внимание», «внеурочное время»; - раскрытие особенностей психолого-педагогического развития первоклассников; - раскрытие особенности развития внимания первоклассников. Прежде, чем раскрыть особенности развития внимания ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования