Психические процессы. Восприятие

Восприятие - непосредственное, чувственно-предметное отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов: памяти, мышления, воображения.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Традиционно выделяют 5 видов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное.

Восприятие требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся движения рук, глаз, гортани и т. д.

Гипостезия – это противоположное нормальному состояние, выражающееся в понижении восприимчивости к внешним стимулам.

Исследователи выделяют пять основных свойств (качеств) восприятия.

Контактность – устойчивость, постоянство образов восприятия. Это во многом проявление влияния нашего прошлого опыта. Закон контактности: человек рассматривает окружающие его знакомые предметы, как неизменные.

Целостность – всякий объект и ситуация воспринимаются, как устойчивое системное целое, даже когда части этого целого не могут быть наблюдаемы (например, противоположная часть здания). Это становится возможным потому, что образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью, т. е. некоторая совокупность образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом.

Осмысленность – человек воспринимает лишь то, что понимает. Осмысленные слова запоминаются существенно быстрее и точнее, чем бессмысленный набор букв или слогов.

Избирательность - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего психического состояния человека, от его индивидуальных способностей.


Статьи о педагогике:

Методическая реализация технологии дистанционного обучения
Проведя тестирование учащихся, мы пришли к выводу, что большинство учащихся наиболее заинтересованы в изучение темы web-программирования. Проанализировав Государственный стандарт по специальности можно сделать вывод, что web–программирование почти не рассматривается по стандарту, поэтому мы решили ...

Методика воспитания скоростно-силовых способностей
Уже отмечалось, что собственно-силовая подготовка составляет только одну из сторон воспитания силовых способностей спортсмена. В зависимости от особенностей спортивной специализации эта сторона подготовки сочетается в различных соотношениях с воспитанием скоростно-силовых способностей, силовой выно ...

Современные средства связи
В потоках информации, проходящих по различным каналам и линиям связи, большая часть приходится на телефонные переговоры. Телефонная связь по-прежнему остаётся самым удобным видом общения людей на расстоянии. Её отличаю простота, доступность, оперативность, высокая информативность. Человеческая речь ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru