Психические процессы. Восприятие

Восприятие - непосредственное, чувственно-предметное отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов: памяти, мышления, воображения.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Традиционно выделяют 5 видов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное.

Восприятие требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся движения рук, глаз, гортани и т. д.

Гипостезия – это противоположное нормальному состояние, выражающееся в понижении восприимчивости к внешним стимулам.

Исследователи выделяют пять основных свойств (качеств) восприятия.

Контактность – устойчивость, постоянство образов восприятия. Это во многом проявление влияния нашего прошлого опыта. Закон контактности: человек рассматривает окружающие его знакомые предметы, как неизменные.

Целостность – всякий объект и ситуация воспринимаются, как устойчивое системное целое, даже когда части этого целого не могут быть наблюдаемы (например, противоположная часть здания). Это становится возможным потому, что образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью, т. е. некоторая совокупность образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом.

Осмысленность – человек воспринимает лишь то, что понимает. Осмысленные слова запоминаются существенно быстрее и точнее, чем бессмысленный набор букв или слогов.

Избирательность - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего психического состояния человека, от его индивидуальных способностей.


Статьи о педагогике:

Определение понятия "мотивация". "Мотивация" и "мотив". Виды мотивов
Проблема мотивации является особенно актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии и методике преподавания иностранных языков. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его рег ...

Проблемность в обучении иностранным языкам и культурам
Реализация основной цели обучения иностранного языка в школе, т.е. формирование у школьников черт вторичной языковой личности предполагает формирование не только способности к межкультурной коммуникации, но и качеств, которые способствуют самой личности школьника. Традиционный подход к обучению ино ...

Воспитание настоящего гражданина
Макаренко чрезвычайно строго относился к оценке состоянии коммуны, к оценке своей работы. Много он требовал и от воспитанников. Эта требовательность в высокой степени способствовала дисциплинированности учреждения. Сочетание требовательности к людям с искренним доверием к человеку создавало атмосфе ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru