Психические процессы. Восприятие
Восприятие - непосредственное, чувственно-предметное отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов: памяти, мышления, воображения.
В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Традиционно выделяют 5 видов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное.
Восприятие требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся движения рук, глаз, гортани и т. д.
Гипостезия – это противоположное нормальному состояние, выражающееся в понижении восприимчивости к внешним стимулам.
Исследователи выделяют пять основных свойств (качеств) восприятия.
Контактность – устойчивость, постоянство образов восприятия. Это во многом проявление влияния нашего прошлого опыта. Закон контактности: человек рассматривает окружающие его знакомые предметы, как неизменные.
Целостность – всякий объект и ситуация воспринимаются, как устойчивое системное целое, даже когда части этого целого не могут быть наблюдаемы (например, противоположная часть здания). Это становится возможным потому, что образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью, т. е. некоторая совокупность образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом.
Осмысленность – человек воспринимает лишь то, что понимает. Осмысленные слова запоминаются существенно быстрее и точнее, чем бессмысленный набор букв или слогов.
Избирательность - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего психического состояния человека, от его индивидуальных способностей.
Статьи о педагогике:
Определение понятия "мотивация". "Мотивация" и
"мотив". Виды мотивов
Проблема мотивации является особенно актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии и методике преподавания иностранных языков. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его рег ...
Проблемность в обучении иностранным языкам и культурам
Реализация основной цели обучения иностранного языка в школе, т.е. формирование у школьников черт вторичной языковой личности предполагает формирование не только способности к межкультурной коммуникации, но и качеств, которые способствуют самой личности школьника. Традиционный подход к обучению ино ...
Воспитание настоящего гражданина
Макаренко чрезвычайно строго относился к оценке состоянии коммуны, к оценке своей работы. Много он требовал и от воспитанников. Эта требовательность в высокой степени способствовала дисциплинированности учреждения. Сочетание требовательности к людям с искренним доверием к человеку создавало атмосфе ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования