Психические процессы. Восприятие
Восприятие - непосредственное, чувственно-предметное отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов: памяти, мышления, воображения.
В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Традиционно выделяют 5 видов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное.
Восприятие требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся движения рук, глаз, гортани и т. д.
Гипостезия – это противоположное нормальному состояние, выражающееся в понижении восприимчивости к внешним стимулам.
Исследователи выделяют пять основных свойств (качеств) восприятия.
Контактность – устойчивость, постоянство образов восприятия. Это во многом проявление влияния нашего прошлого опыта. Закон контактности: человек рассматривает окружающие его знакомые предметы, как неизменные.
Целостность – всякий объект и ситуация воспринимаются, как устойчивое системное целое, даже когда части этого целого не могут быть наблюдаемы (например, противоположная часть здания). Это становится возможным потому, что образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью, т. е. некоторая совокупность образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом.
Осмысленность – человек воспринимает лишь то, что понимает. Осмысленные слова запоминаются существенно быстрее и точнее, чем бессмысленный набор букв или слогов.
Избирательность - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего психического состояния человека, от его индивидуальных способностей.
Статьи о педагогике:
Особенности изображения человека или животных в детских
рисунках, лепке
Образы, создаваемые детьми средней группы мало отличаются от того, что делают дети во второй младшей группе. Формы, которые они лепят или рисуют, продолжают оставаться неопределенными, во время занятий по замыслу темы неустойчивы, хотя более осмысленны. Неустойчивость задуманных тем можно объяснить ...
Воспитание как сфера общественной деятельности
Новое нравственное и политическое мышление потребовало неотложных преобразований практически во всех сферах общественной жизни. Конечно же воспитание не стало исключением, т.к. осуществление задач социально-экономического, нравственного и культурного развития общества невозможно без формирования ли ...
Учебное проектирование в практике современного образования
Учебное проектирование всё смелее входит в практику современного образования. Уже многие учебные учреждения готовы показать результаты работы детей, выполнивших те или иные проекты. К демонстрации этих достижений стимулирует система смотров, конкурсов, конференций, которая организована учреждениями ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

