Лингвострановедение как социокультурный компонент
В последнее время в методике отечественных и зарубежных исследователей возрос интерес к изучению вопросов, связанных с употреблением языка, с необходимостью сообщать участникам не только сумму знаний в той или иной ситуации общения. Это требует от коммуникантов знаний норм и традиций общения народа – носителя изучаемого языка, т.е. всё то, что подразумевается под коммуникативным поведением как частью национальной культуры.
Знания норм и традиций общения народа позволяют участникам речевого акта, принадлежащим к разным национальным культурам, адекватно воспринимать и понимать друг друга, то есть способствовать «межкультурной» коммуникации.
Незнание норм и традиций общения носителей другой культуры повлечёт за собой и состояние, возникающее по причине несовпадения культур, называющееся «культурным шоком. Языковые различия между народами очевидны не только в том, что нации говорят на разных языках, но и в особых языковых привычках (русские кричат по-русски, французы – по-французски).
Говоря о национальной культуре носителей языка, различают вербальное и невербальное поведение.
Любое общение сопровождается различными паралингвистическими элементами, то есть мимикой, позами, жестами. Совокупность норм и традиций общения, отражающих рекомендуемые правила общения, сложившиеся в обществе в силу исторических традиций, ритуалов, социальных ситуаций, включающих мимику, жесты, позы общающихся, называется невербальным коммуникативным поведением
(немым языком общения). Невербальные языки важны не только для коммуникации, но и прежде всего для формирования внутреннего мира обучающегося и его отношения к носителям изучаемого языка, к их культуре, к их способу жизни.
Обучая культуре невербального общения, нельзя оставить без внимания психофизиологические симптомы эмоционального состояния. К эмоциональным симптомам относятся: изменение цвета лица, двигательные симптомы (дрожание рук, губ), звуковые симптомы (плач, пропадание голоса). Некоммуникативные движения встречаются тогда, когда говорящий пытается заполнить паузы в речи или испытывает затруднения в формулировке своей мысли. Сюда относятся привычки, направленные на снятие внутреннего напряжения (кусание губ); движения, направленные на какой-либо предмет (крутить кольцо на пальце).
В учебном процессе лучше не отрывать жесты от речи, т.к. в тесном говорении они тесно связаны.
Речевой этикет не включен в УМК по иностранному языку. Учителю самому необходимо разработать программу преподавания речевого этикета, так как он имеет национальные особенности.
Важной частью речевого этикета народа являются действующие в национальном общении запреты на употребление определенных выражений и затрагивание определенных тем. Во всех европейских странах существует табу на вопросы о зарплате. В Америке за столом запрещено говорить на тему политики и религии. Незнание или невыполнение правил местного речевого этикета может привести к недоразумениям и даже конфликтам.
Социокультурное образование на уроках французского языка имеет огромный потенциал в плане включения учащихся в диалог культур, знакомства с достижениями национальной культуры в развитии общечеловеческой культуры и способствует более осознанному овладению иностранным языком как средством общения.
Страноведческое насыщение иностранного языка важно начинать со вступительного этапа его изучения. Это обуславливает новый подход к отбору всего содержания обучения, при котором каждый компонент нужно будет обогатить информацией о культуре страны изучаемого языка (знание, речевой материал, ситуации, темы, навыки и умения), чтобы всё работало на межкультурную коммуникацию. Занимательность предшествует познавательному интересу к предмету, а новые впечатления помогают пробудить в учащемся интерес к учению. Основным мотивом при этом мог бы стать интерес к культуре народа - носителя языка. С другой стороны, социокультурный компонент способствует более осознанному овладению иностранным языком как средством общения.
Статьи о педагогике:
Развитие силовой, скоростной и скоростно-силовой подготовленности юных
волейболистов в естественных условиях учебы в школе
физический силовой подготовленность волейболист В данном разделе рассматриваются результаты исследований изменений силовых возможностей юных волейболистов в течение учебного года. Юные волейболисты тренировались 3-4 раза в неделю без включения занятий, направленных на специальную силовую подготовку ...
Дидактические игры на уроках химии и биологии
Порядком уставшее от всевозможных реформ образование России теперь целенаправленно устремилось международное образовательное пространство. Для этого, конечно, необходимо понять, что на самом деле требуется от образовательного процесса? Определены следующие тенденции: • Расширение сферы знаний и уме ...
Учитель глазами младших
школьников
В последнее время становится все более очевидным, что научно-педагогическая теория личностно ориентированного образования в своих обоснованиях недостаточно учитывает реальные трудности и профессиональные возможности современного учителя. Причины трудностей объективно обусловлены ориентацией системы ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

