Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики

Перспективы образования » Становление педагогики как науки » Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики

Страница 1

Расширение и углубление процессов демократии и гласности, ре­шение проблем экономической и политической реформ, преодоле­ние социальных противоречий потребовали переоценки многих цен­ностей, подвергли острокритическому взгляду все области нашей об­щественной и личной жизни. Система народного образования явля­ется органической частью нашего общественно-политического строя, неразрывно связанного с экономикой, с состоянием общественных отношений и всех форм общественного сознания. Посредством об­разования и культуры личность может получить возможность орга­низовать общественную жизнь, социальную сферу и производство в своих интересах, совершенствовать экономику, систему всех обще­ственных отношений и саму себя.

На основе государственно-общественного подхода к проблеме об­разования создаются условия для обеспечения интересов каждой лич­ности, развития ее способностей и дарований, ее духовно-нравствен­ного совершенствования и одновременно подготовки к выбору про­фессии, активному творческому участию в общественной жизни и производстве.

Личность, осваивая содержание образования, развивая свои способ­ности и творческие возможности, реализует себя в общественно зна­чимой творческой деятельности, получает удовлетворение всех сво­их материальных и духовных потребностей. В этом заключается суть научно обоснованного принципа органического единства и взаи­мосвязи интересов общества, коллектива и личности

в образова­нии и воспитании подрастающего поколения. В ряду научных принципов организации школьного дела — прин­цип гражданско-общественной целеустремленности. .

Речь идет о конкретизации общей формулы всестороннего разви­тия в различных видах культуры современного человека нашего об­щества. Интеллектуальная культура

включает в себя требование образованности; духовного богатства; самостоятельности диалекти­ческого мышления, понимания приоритета общечеловеческих цен­ностей, видения явлений в противоречиях и умения оценивать их;

активного стремления и умения пополнять знания, учиться учению и труду; творческого подхода к любому делу. Политическая культура человека

складывается из умения жить и работать в условиях де­мократии, гласности, самостоятельности и ответственности; умело­го сочетания интересов общества, коллектива и личности; социаль­но-политической активности и инициативы; духовной стойкости, пре­одоления трудностей. Нравственно-правовая, эстетическая и фи­зическая культура

органично вбирают в себя такие простые нормы нравственности и сложные гражданские чувства, как правдивость, порядочность, совестливость, справедливость, свобода, принципи­альность, честность, добросовестность, трудолюбие, дисциплиниро­ванность, доверие и терпимость к людям, к непривычному и поиску, доброжелательность, компетентность, содействие инициативе, гума­низм, патриотизм и интернационализм, а также требования укрепле­ния здорового образа жизни.

Важнейшим принципом цивилизованной организации народного образования является обеспечение всеобщего среднего образования как средства осуществления социальной справедливости, развития способностей и дарований каждой человеческой личности, как базо­вого для непрерывного образования. Общее среднее образование — социально-экономическая необходимость.

Наиболее актуальный принцип современной школы и педагоги­ки — принцип диалектического единства общего и особенного в обучении и воспитании детей,

общеобразовательной подготовки с многообразием содержания и форм развития детских интересов, склонностей, способностей, талантов и дарований. В основу орга­низации школы была положена идея диалектического сочетания по­лучения детьми общего среднего образования с развитием их инди­видуальных особенностей. Противоречие между необходимостью общего и неизбежностью индивидуального развития каждого ребенка является важной движущей силой совершенствования демократизи­рованной школы. Формирование индивидуальных способнос­тей учащихся происходит за счет вовлечения учащихся в специаль­ную, отвечающую их интересам, требующую углубленного проник­новения в суть дела, разнообразную деятельность. Общее и специ­альное развитие — не противоположны и не взаимоисключающие, а, наоборот, являются взаимодополняющими и обогащающими друг друга. В ходе общего образования зарождается и определяется осо­бенный, индивидуальный интерес, который, развиваясь, расширяет и углубляет общую образованность. Интеграция учебных дисцип­лин не должна приводить к ликвидации общеобразовательных пред­метов, к верхоглядству, дилетантизму и поверхностности общего об­разования. Дифференциация, углубленное изучение отдельных пред­метов школьниками не должны вести в старших классах к тотально­му вытеснению общеобразовательных предметов.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Пейзажная живопись как средство формирования словаря у детей с ОНР
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, графика, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, а это близко детям дошкольного возраста. Изобразительное искусство рассматривается как особый вид чело ...

Методы и направления развития творческого потенциала подростков средством фотоискусства
Положительное воздействие фотографии на личность и ее отношение с окружающим миром могут проявляться как при самостоятельных занятиях, так и при создании и обсуждении фотоснимков совместно со специалистом (преподавателем, психологом,) и между других учащихся. Искусство фотографии само по себе много ...

Сущность "гайденс" - эксперимента на базе культурного центра
"Ковчег" заключалась в следующем: I этап, инвентаризационный. На заседании координационного совета ГКЦ "Ковчег" была произведена оценка имеющихся человеческих, материальных, методико-дидактических и иных ресурсов, разработана концепция социализации личности посредством развития ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru