Сущность понятия «культура речи»

Страница 2

Культура речи предполагает прежде всего правильность речи

, т. е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала» или образца. Языковая норма — это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект

культуры речи считается одним из важнейших.

Однако культура речи не может быть сведена к перечню запретов и определений «правильно - неправильно». Понятие «культура речи» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя и предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения новую языковую форму.

Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств — основа коммуникативного аспекта

культуры речи.

Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.

В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств.

Этический аспект

культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и др.).

На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта (целенаправленного речевого действия), их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия и т.д.

Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».

Г. Лапшина (учитель начальных классов школы №297 г. Москвы) под культурой речи понимает владение языковыми нормами (в произношении, ударении, словоупотреблении, в построении фраз и т.п.), а также умение пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения. Культура речи в более широком смысле – это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры человека. Работа над культурой устной речи предполагает прежде всего проведение специальных упражнений, направленных на овладение учащимися правил орфоэпии, обучение выразительному чтению. В школьной практике стилистические ошибки делятся на речевые и неречевые. Необходимо вести, считает Лапшина, активную и плодотворную работу по искоренению ошибок. Наиболее распространенными ошибками являются следующие: повтор одних и тех же слов (ребята вышли во двор и я тоже вышел); неумение ограничить литературное слово от просторечного (стали вступать (наступали), кидаться снегом (бросать)); неудачный порядок слов в предложении (я прокатился на санках, была сильная скорость). Используя все методы и приемы работы по предупреждению и устранению речевых ошибок, можно добиться от учащихся повышения их речевой культуры, правильности передачи содержания, последовательности изложения, точности употребления слов, правильности построения предложения.

Страницы: 1 2 


Статьи о педагогике:

Научно-исследовательская деятельность учащихся в изучении особо охраняемых природных территорий района
Знакомство с природой родного края обычно начинается с изучения характерных для региона природных экосистем, которые наиболее доступны для посещения в процессе туристско-экскурсионной деятельности учащихся. Обычно это происходит во время проведения практических занятий в летних экологических лагеря ...

Познавательное развитие детей седьмого года как необходимое условие подготовки к школе
Подготовительную в школе группу при МОУ СОШ №13 посещает 17 детей: 9 мальчиков и 8 девочек. 50% детей воспитывается в полных семьях с двумя или одним ребёнком. 50% - неполные семьи. Социальное положение всех семей благополучное. Дети моей группы добрые, отзывчивые, свободно вступают в общение со св ...

Построение учебной деятельности. Материально-техническая база
Учебный процесс в Института социально-экономического развития организован в зданиях и помещениях в соответствии с договором аренды и договорами о безвозмездном пользовании. Для обеспечения комплексной подготовки выпускников по специальностям в Института имеются помещения, аудитории, кабинеты и лабо ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru