Теоретические основы использования игры в процессе обучения

Перспективы образования » Дидактическая игра как средство обучения дошкольников » Теоретические основы использования игры в процессе обучения

Страница 5

Опираясь на работу П.И. Пидкасистого, мы можем утверждать, что все игры делятся на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам самонаучения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной обстановке. Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидно знания широко использует игру в своих целях.

Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную и массовую формы игры:

· К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и звуками;

· Одиночная игра – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной цели;

· Парная форма игры – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества;

· Групповая форма игры – это групповая игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель;

· Коллективная форма игры – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников;

· Массовая форма игры – это есть тиражированная одиночная игра с прямой или обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.

В воспитании и обучении детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно-печатные, подвижные. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания – очень важного фактора успешного обучения. Кроме того, помогают выработать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание. Однако анализ организации детской жизни в дошкольных учреждениях показывает, что воспитатели недостаточно уделяют внимание обучению детей правилам игр и в самостоятельной деятельности дети играют примитивно, используя ограниченное количество игр.

Между тем, очень важно, чтобы самостоятельные сюжетно-ролевые игры сочетались с играми с правилами, чтобы в них использовались различные варианты ролевого поведения. Только при этих условиях игра станет формой организации детской жизни и займет нужное место в педагогическом процессе.

Анализ практики воспитания детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста, показывает, что у воспитателей возникает ряд трудностей при руководстве игрой.

Почти в каждой группе есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интереса к сюжетно-образным игрушкам или однообразно с ними манипулируют, тонус эмоциональной и познавательной активности у них понижен. Такие дети трудно усваивают программный материал, требующий определенного развития мышления и речи, которые в значительной степени формируются в игре.

Детская игра – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.

В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф.Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская назвала творческими, подчеркивая их главную особенность – самостоятельный характер. Другую группу игр этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация носит условный характер.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Изучение исследования неспособности к обучению при помощи рисуночных тестов
Главной задачей экспериментальной работы было выявление признаков неспособности к обучению у младших школьников. Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе - этапе констатирующего среза - была проведена диагностика неспособности к обучению у испытуемых. На втором этапе проводилась оценка ...

Музыка, которую рекомендуют слушать
· Для снятия раздражения: «Лунная Соната» Бетховена, «Симфония» Гайдна, «Кантата №2» и «Итальянский концерт» Баха; · От головной боли: «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена, «Американец в Париже» Гершвина; · От бессонницы: «Грустный вальс» Сибелиуса, «Мелодия» Глюка, «Грезы» Шумана, пьес ...

Этикет как составляющая этического поведения младших школьников
Умения, навыки и привычки, сформированные в дошкольном и младшем школьном возрасте, придают ребенку определенный эстетический об достаточно откровенно иллюстрирующий реальный уро его эстетической и общей культуры. В самом деле, ребенок должен узнать, а к тому же еще и приучить себя воплощать в свое ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru