Теоретические основы использования игры в процессе обучения

Перспективы образования » Дидактическая игра как средство обучения дошкольников » Теоретические основы использования игры в процессе обучения

Страница 4

В процессе развития ребенка содержание игр в детской жизни изменяются. Первые игры возникают уже в раннем возрасте. Однако их содержание и характер сначала еще примитивны.

В большинстве случаев игра сводится к воспроизведению простейших действий с предметами домашнего обихода, которые ребенок освоил самостоятельно или путем подражания взрослым. При этом малыша интересует в действии не его внутреннее содержание, а его внешняя, процессуальная сторона.

Ребенок возит взад и вперед тележку, одевает и раздевает куклу потому, что сам процесс доставляет ему удовольствие. Общее изменение деятельности ребенка, расширение его опыта приводит к изменению характера его игр.

При переходе к дошкольному возрасту дети начинают отображать в игре не только внешнюю сторону человеческих действий, но и их внутреннее содержание – то, зачем они делаются, то значение, которое они имеют для других людей. Так, играя в железную дорогу, дошкольники изображают не только внешнюю сторону дела- пыхтение и свист паровоза, движение поршней и т.д., но и взаимоотношение машиниста, кондуктора, пассажиров и пр.

Важное значение в творческой игре приобретает выполнение определенной роли. В отличие от ребенка раннего возраста, который в своих играх остается самим собой, дошкольник, играя, преображается в шофера, солдата и т.д.

Выполнение роли связано с более сложной организацией игровой деятельности. Если дети раннего возраста играют в одиночку или же совместно делают одно и тоже, то в игре дошкольников устанавливаются сложные взаимоотношения с распределением обязанностей между собой. Развитие игры связано, таким образом, с ростом детского коллектива, с выработкой привычки к совместной деятельности.

Следующей особенностью дошкольной игры является подчинение играющих определенным правилам.

Даже в тех случаях, когда эти правила не формируются (как, например в ролевых играх), они все же не являются необходимым составным компонентом игровой деятельности дошкольников.

Еще более важное значение приобретает выполнение правил в подвижных и дидактических играх. Там эти правила уже носят явно выраженный, четко сформулированный характер.

В большинстве творческих игр какие-либо реальные действия, которые совершаются взрослыми в одних условиях, воспроизводятся ребенком в других игровых обстоятельствах.

Игра дошкольника непрерывно сопровождается работой творческого воображения. Игра представляет собой воспроизведение реальных действий в воображаемых обстоятельствах.

Однако постепенно под влиянием воспитателя, игровая деятельность младших дошкольников усложняется и отдельные действия начинают объединяться в единое целое, соответственно изображаемому сюжету. Дети начинают брать на себя определенные роли.

У детей 4-5 лет творческая сюжетная игра достигает более высокой степени развития. Содержание детских игр становится богаче и разнообразнее. Дети отражают самые разнообразные виды и стороны человеческой деятельности. Они воспроизводят в игре различные виды труда, событий из жизни.

Наряду с творческими играми продолжают развиваться игры подвижные и дидактические. Дети постепенно научатся действовать по правилам, подчинять свою активность известным задачам, настойчиво стремиться к определенным результатам и достижениям.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить дошкольника осознать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельностью и предвидеть ее ближайшие результаты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Принципы построения системы контроля
К системе контроля предъявляются определеннее требование и при ее по­строении следует придерживаться основных принципов. Объективность — является основным требованием и принципом для организации контроля. Она заключается в том, что система контроля должна быть дружественной по отношению к учащимся. ...

Структура системы межличностных отношений старших дошкольников в группе сверстников
Важное место среди внешних воздействий, влияющих на развитие ребенка, занимает его среда, та общая ситуация в которой он развивается. Рассмотрим, как меняется структура системы отношений у детей старшего дошкольного возраста. Как пишет Выготский Л.С., старший дошкольный возраст – это особый период ...

Этикет как составляющая этического поведения младших школьников
Умения, навыки и привычки, сформированные в дошкольном и младшем школьном возрасте, придают ребенку определенный эстетический об достаточно откровенно иллюстрирующий реальный уро его эстетической и общей культуры. В самом деле, ребенок должен узнать, а к тому же еще и приучить себя воплощать в свое ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru