Своеобразие представлений о количестве и числе, возникающих в стихийном и целенаправленно формируемом опыте ребенка
Обратим внимание на основные термины, с которыми должны быть знакомы педагоги и особенностями восприятия их детьми.
Натуральный ряд чисел характеризуется рядом законов:
Понятие числа возникает при необходимости давать количественную характеристику разным совокупностям, величинам;
Развитие данного понятия происходит при практическом овладении операциями счета, измерения, сложения и вычитания величин;
Понятие числа развивается в диалектической связи с другими математическими понятиями(система счисления, величина…).
Поскольку число обозначает количественную характеристику множества, его называют — количественное натуральное число. (Если мы хотим получить ответ на вопрос: «Сколько?», речь идет о количественном числе.)
При счете элементов множества происходит процесс их нумерации. Счет — это процесс упорядочивания множества путем присвоения каждому элементу определенного номера.
В этом случае натуральное число обозначает собой порядковый номер некоторого элемента и называется в силу этого числом порядковым. Этот процесс подчиняется определенным правилам:
первому отмеченному предмету ставится в соответствие число 1;
на каждом следующем шаге выбирается предмет, еще не отмеченный ранее;
ему ставится в соответствие число, следующее за последним из уже названных.
В основе построения множества натуральных чисел лежит следующий принцип: каждое число, начиная со второго, на единицу больше предыдущего.
Умение считать подразумевает: знание слов-числительных, знание их порядка при счете, понимание смысла процесса нумерации элементов множества, понимание того, что последний названный номер является характеристикой количественного состава множества, и умение соблюдать правила счета.
Большая часть нагрузки при освоении счета приходится на механическую память, т. е. процесс обучения счету в большой мере репродуктивен (опирается на память, а не на мыслительные операции). Для того чтобы ребенок не осваивал его на формальном уровне, на первых порах этот процесс следует обязательно сопровождать предметными действиями: откладыванием, показыванием, а также проговариванием вслух.
Как уже говорилось, ребенок может с легкостью запомнить порядок цифр, но не овладеть понятием множества, его составных элементов, их взаимосвязь в множестве, сравнением множеств, приемами сохранения множества и многими другими понятиями, связанными с формированием у детей дошкольного возраста количественных представлений. Поэтому уже с раннего возраста необходимо правильно организовать работу по развитию количественных представлений у детей, опираясь на особенности каждого возрастного этапа в целом и на индивидуальные особенности развития каждого ребенка, его личный опыт, на требования программы. А так же следует уделить большое внимание разнообразным формам и средствам работы с детьми в данном направлении.
Статьи о педагогике:
Теоретико-методические основы тренинга
Подготовка будущих педагогов и психологов к педагогическому общению - сложный многосторонний процесс, предполагающий ориентир на целостное развитие личности педагога и психолога. Эта проблема рассматривается в исследованиях многих ученых. В одних работах объектом исследования становится процесс фор ...
Значение детских
рисунков в ранней диагностике неспособности к обучению
Рассмотрим особенности диагностики неспособности к обучению при помощи рисуночных тестов. 1. Диагностика нарушений восприятия. Для практических целей Форгус (Forgus) определил восприятие как процесс донесения информации, полученной из ощущений, ее расшифровки, установления связи с ранее пройденным ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулиров ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования