Своеобразие представлений о количестве и числе, возникающих в стихийном и целенаправленно формируемом опыте ребенка

Перспективы образования » Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста в детском саду » Своеобразие представлений о количестве и числе, возникающих в стихийном и целенаправленно формируемом опыте ребенка

Страница 2

Обратим внимание на основные термины, с которыми должны быть знакомы педагоги и особенностями восприятия их детьми.

Натуральный ряд чисел характеризуется рядом законов:

Понятие числа возникает при необходимости давать количественную характеристику разным совокупностям, величинам;

Развитие данного понятия происходит при практическом овладении операциями счета, измерения, сложения и вычитания величин;

Понятие числа развивается в диалектической связи с другими математическими понятиями(система счисления, величина…).

Поскольку число обозначает количественную характеристику множества, его называют — количественное натуральное число. (Если мы хотим получить ответ на вопрос: «Сколько?», речь идет о количественном числе.)

При счете элементов множества происходит процесс их нумерации. Счет — это процесс упорядочивания множества путем присвоения каждому элементу определенного номера.

В этом случае натуральное число обозначает собой порядковый номер некоторого элемента и называется в силу этого числом порядковым. Этот процесс подчиняется определенным правилам:

первому отмеченному предмету ставится в соответствие число 1;

на каждом следующем шаге выбирается предмет, еще не отмеченный ранее;

ему ставится в соответствие число, следующее за последним из уже названных.

В основе построения множества натуральных чисел лежит следующий принцип: каждое число, начиная со второго, на единицу больше предыдущего.

Умение считать подразумевает: знание слов-числительных, знание их порядка при счете, понимание смысла процесса нумерации элементов множества, понимание того, что последний названный номер является характеристикой количественного состава множества, и умение соблюдать правила счета.

Большая часть нагрузки при освоении счета приходится на механическую память, т. е. процесс обучения счету в большой мере репродуктивен (опирается на память, а не на мыслительные операции). Для того чтобы ребенок не осваивал его на формальном уровне, на первых порах этот процесс следует обязательно сопровождать предметными действиями: откладыванием, показыванием, а также проговариванием вслух.

Как уже говорилось, ребенок может с легкостью запомнить порядок цифр, но не овладеть понятием множества, его составных элементов, их взаимосвязь в множестве, сравнением множеств, приемами сохранения множества и многими другими понятиями, связанными с формированием у детей дошкольного возраста количественных представлений. Поэтому уже с раннего возраста необходимо правильно организовать работу по развитию количественных представлений у детей, опираясь на особенности каждого возрастного этапа в целом и на индивидуальные особенности развития каждого ребенка, его личный опыт, на требования программы. А так же следует уделить большое внимание разнообразным формам и средствам работы с детьми в данном направлении.

Страницы: 1 2 


Статьи о педагогике:

Занятия природоведческого содержания как основная форма организации детей при ознакомлении с природой
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения ...

Педагогическая система Жан-Жака Руссо
Жан-Жак Руссо исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не долж­но мешать развитию этого совершенства, а потому следу­ет предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положи­ли начало разработке теории «свободного во ...

Развитие ловкости
Ловкость — это способность человека быстро осваивать новые движения а также перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Оценить уровень развития ловкости очень трудно. Обычно его определяют либо по времени, необходимому для полного овла ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru