Своеобразие представлений о количестве и числе, возникающих в стихийном и целенаправленно формируемом опыте ребенка

Перспективы образования » Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста в детском саду » Своеобразие представлений о количестве и числе, возникающих в стихийном и целенаправленно формируемом опыте ребенка

Страница 2

Обратим внимание на основные термины, с которыми должны быть знакомы педагоги и особенностями восприятия их детьми.

Натуральный ряд чисел характеризуется рядом законов:

Понятие числа возникает при необходимости давать количественную характеристику разным совокупностям, величинам;

Развитие данного понятия происходит при практическом овладении операциями счета, измерения, сложения и вычитания величин;

Понятие числа развивается в диалектической связи с другими математическими понятиями(система счисления, величина…).

Поскольку число обозначает количественную характеристику множества, его называют — количественное натуральное число. (Если мы хотим получить ответ на вопрос: «Сколько?», речь идет о количественном числе.)

При счете элементов множества происходит процесс их нумерации. Счет — это процесс упорядочивания множества путем присвоения каждому элементу определенного номера.

В этом случае натуральное число обозначает собой порядковый номер некоторого элемента и называется в силу этого числом порядковым. Этот процесс подчиняется определенным правилам:

первому отмеченному предмету ставится в соответствие число 1;

на каждом следующем шаге выбирается предмет, еще не отмеченный ранее;

ему ставится в соответствие число, следующее за последним из уже названных.

В основе построения множества натуральных чисел лежит следующий принцип: каждое число, начиная со второго, на единицу больше предыдущего.

Умение считать подразумевает: знание слов-числительных, знание их порядка при счете, понимание смысла процесса нумерации элементов множества, понимание того, что последний названный номер является характеристикой количественного состава множества, и умение соблюдать правила счета.

Большая часть нагрузки при освоении счета приходится на механическую память, т. е. процесс обучения счету в большой мере репродуктивен (опирается на память, а не на мыслительные операции). Для того чтобы ребенок не осваивал его на формальном уровне, на первых порах этот процесс следует обязательно сопровождать предметными действиями: откладыванием, показыванием, а также проговариванием вслух.

Как уже говорилось, ребенок может с легкостью запомнить порядок цифр, но не овладеть понятием множества, его составных элементов, их взаимосвязь в множестве, сравнением множеств, приемами сохранения множества и многими другими понятиями, связанными с формированием у детей дошкольного возраста количественных представлений. Поэтому уже с раннего возраста необходимо правильно организовать работу по развитию количественных представлений у детей, опираясь на особенности каждого возрастного этапа в целом и на индивидуальные особенности развития каждого ребенка, его личный опыт, на требования программы. А так же следует уделить большое внимание разнообразным формам и средствам работы с детьми в данном направлении.

Страницы: 1 2 


Статьи о педагогике:

Методика ознакомления дошкольников с единицами измерения массы и приборами для измерения
Обучение детей умению различать предметы по массе связывается с развитием количественных представлений (подсчитать, сколько тяжелых или легких предметов, сколько разных по тяжести предметов в ряду и т.д.). В старшей группе можно использовать самые простые весы на рычаге с двумя чашками для проверки ...

Теоретические основы использования игры в процессе обучения
Слово "игра", "играть" в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово "игра" употребляется в значении развлечения, в переносном значении. Е.А. Поправский говорит, что понятие об "игре" вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слов ...

Система развивающего обучения Л.В. Занкова
С идеями развивающего обучения связывается возможность изменений в школе. В последние годы значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебни­ков (с 7 в 1990 г. до 58 в 1999 г.). Практически все учебники оснащены так называемым «шлейфом» (пропис ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru