Особенности использования драматической литературы для активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах

Перспективы образования » Драматическая литература как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения » Особенности использования драматической литературы для активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах

Страница 2

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образа мышления, до понятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, с доминированием до операционального мышления, а конец – с преобладанием операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющих судить об их одаренности.

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей.

Драма как род литературы раньше не включалась в программы для начальной школы, да и в 5 –6 классах была представлена только во внеклассном чтении сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев». Это объяснялось тем, что ребенок до 13–14 лет не готов к полноценному восприятию драмы в силу неразвитости воображения и трудности общения с драматическим текстом. Однако практический опыт учителей поставил эти выводы под сомнения, и в 90-х годах было убедительно доказано в целом ряде исследований, что ребенок 10 лет не только с интересом слушает пьесы и смотрит их в театре, но и готов к их чтению и осмыслению под руководством учителя. Эксперимент был перенесен и в начальную школу и дал оптимистический результат: при точном выборе драматического произведения, затрагивающего интересы ребенка, младший школьник готов и способен освоить основные представления и о драматической форме и осмыслить содержание пьесы.

Поэтому сегодня учить читать и осмыслять драму как род литературы мы пробуем уже в начальной школе на примере драматических сказок или пьес, адресованных детям младшего школьного возраста.

Современные дети скорее всего уже видели в театре или по телевизору драму, но не в полной мере представляют ее специфику. Впервые увидев напечатанную пьесу, дети легко в процессе беседы уясняют, что данное произведение написано не сплошным текстом, а разбито на роли, которые надо играть. Так ребята выходят на одну из основных особенностей драмы: произведения эти предназначены, как правило, для постановки на сцене, это род литературы, граничащий с двумя видами искусства – литературой (собственно текст драмы) и театром (возможность его инсценировани)]. Еще В.Г. Белинский писал, что «драматическая поэзия неполна без сценического искусства: чтобы понять вполне лицо, мало знать, как оно действует, говорит, чувствует, – надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует».

В беседе с учащимися выясняется, что характер героя в драматических произведениях раскрывается в его действиях и поступках, а также в словах (диалогах и монологах). И этот последний прием чрезвычайно важен в драме, поэтому герой может признаваться в пьесе в таких вещах или таких своих мыслях, в каких он не должен, по идее, признаваться другим.

Далее можно вспомнить, как раскрывались характеры героев в баснях И.А. Крылова. Конечно, басня – эпический жанр, но почему басни так легко инсценировать, играть? Что лежит в основе развития сюжета басни? Без чего не было бы такого интересного рассказа? Дети догадываются: без ссоры, спора. Так ученики подходят к пониманию своеобразия изображения характера героя в драме: ситуация столкновения, противоборства, часто экстремальная, способствует в наибольшей степени выявлению характеров и жизненных позиций героев. Другими словами, в основе драматического произведения лежит конфликт. В начальной школе термин «конфликт» может не вводиться.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Методы работы социального педагога с трудными детьми
Ребенок – это еще не зрелый и не возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования её важнейших черт и качеств. Личность ещё недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и ...

Настройка работы и регистрация данных с помощью цифровой лаборатории «Архимед»
Для реализации цели работы – исследования возможностей цифровой лаборатории «Архимед» для применения в урочной и внеурочной деятельности по химии нами был применен метод анкетирования. Анкетирование – метод сбора первичного материала в виде письменного опроса респондентов с целью сбора информации с ...

Влияние субкультуры на социальное воспитание личности
Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация соц ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru